Философия Аристотеля, ее место в античной философии.

Аристотель: Создатель Ликея (школы в Афинах). Критикует своего учителя Платона, его мир идей.

Он считал, что мир идей бесполезен, т.к. все признаки идей находятся в человеке.

Аристотель считал материю инертным/аморфным состоянием, форма проникает в вещь и организует ее.

В Боге форма развита полностью. Бог – неподвижная форма, он не изменяется, но в то же время сам является двигателем развития материи.

Аристотельоснователь формальной логики:

3 закона:

1) Закон тождества АєА

2) Закон противоречия (не может быть сразу и А и не А)

3) Закон исключения третьего (может существовать А или не А, но ничего больше).

Наивысшими формами государственной власти Аристотель считал формы, в которых исключена возможность корыстного использования власти. Власть должна служить всему обществу.

10 категорий Аристотеля: качество, пространство, время, место и т.п.

Философская мысль Др. Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля, воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно-философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности.

Образованное человечество училось, учится и в веках будет учится у него философской культуре.

Аристотель считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может.

«Платон мне друг, но истина дороже!»стремился преодолеть Платоновский разрыв между миров чувственных вещей и миром идей. Он первым стал отличать философское знание от научного.

Выделяет: первую философию – науку о сущном, первопричинах, и вторую философию – о природе.

lПредмет первой философии – метафизика – не природа, а то, что существует сверх нее – сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением.

Первая философия – философия в собственном смысле слова.

В центре первой философии – проблемы бытия.

Разработал учение о 4 первоначалах всего сущего:

- 1 причина – формальная. Для ее обозначения употреблял термин «эйдос», но не в Платоновском смысле.

Эйдос – это не занебесная сущность, а сущность, которая находится в ней же самой и без которой нельзя понять, что такое данная вещь. Формальная причина обуславливает суть бытия, то, без чего вещи нет.

- 2 причина – материальная. Он обозначил ее словом «хюлэ», имеющий смысл: то, из чего состоят вещи.

Материальная причина рассматривалась в 2-х планах:первоматерия, неопределенная и бесформенная, но способная принимать формы и становиться всем; то, из чего состоит вещь, или уже оформленный материал.

- 3 причина – движущая. Необходима для полного определения вещи. Возникает вопрос о том, как возможно само движение.

Логика следующая: если рассматривать в качестве причины движения какую-либо др. вещь, то неизбежно придем к дурной бесконечности. Для избежания этого требуется признать наличие самодвижности, самопроизвольности или самодвижущей причины, которая определяет активность ее формы, ее способность воплотиться в материи.

- 4 причина – целевая. Она направляет движение к определенной цели. Все процессы обладают внутренней направленностью и обусловленностью через цель. Всякая возможность стремится реализовать себя, поэтому цель – стремление к своему благу.

Завершает концепцию о четырех первопричинах учение об Абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, которое зависит только от самого себя.

Это безличный божественный Ум, пребывающий в вечной деятельности, в мышлении.

Мысль Бога – о самом наивысшем, т.е. о собственном мышлении, т.е. мысль о мысли.

Божественный Ум– это триединая формально-движущая целевая причина.

Как формальная причина – это форма всех форм, предельное понятие о бытие; как движущая – перводвигатель, который движет все, но сам неподвижен; как целевая – всеобщая цель, которая и есть высшее благо. Единый божественный Ум обуславливает целесообразность мирового процесса и направляет его к единой цели, т.е. к себе, как к высшему благу.

Телеологичность– представление о целесообразности всего сущего.

Аристотель о человеке и гос-ве.

Этика и политика Аристотеля строится на основе теологии.

Нравственность– стремление к благой цели.

Дело человека – разумная деятельность, назначение совершенного человека – прекрасное выполнение разумной деятельности.

Жизнь, стремящаяся к высшему благу должна быть добродетельной.

Настоящая цель человеческой жизни – блаженство, постигаемое умозрительной деятельностью души.

Этический идеал – мудрец, направивший свою жизнь к высшей цели – достижению блаженства путем созерцания истины.

Человек– «политическое животное», жизнь которого вне общества немыслима.

Как высшего рода сообщество, гос-во направлено к величайшему благу. С этой точки зрения он рассматривает семью, экономику, институт рабства, различные формы политического устройства. Анализирует какие существующие политические формы правление наилучшим образом способствуют достижению общего блага.