Культура элитарная и массовая. Феномен «восстания масс».

Формы и разновидности культуры различны. Обычно ценности субкультуры не противоречат ценностям доминирующей культуры, но так же в рамках культуры могут существовать течения противоречащие ей самой. Культуру можно разделить на элитарную и массовую.

Элитарная культура– это творческий авангард, её ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком и не рассчитана на широкую аудиторию. Именно в ней создаются новые культурные формы и определяются пути дальнейшего развития.

Массовая культура– это культура общедоступная. Наибольший её размах начинается с середины XX века, когда у обычных людей появляется много свободного времени. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная. Она быстро меняется. подвержена моде и реагирует на любое новое событие. В ней много подражательного, стандартизированного, она черпает свои сюжеты в элитарной и народной культуре, но основана на стереотипах. Если для представителей элитарной культуры основным стремлением является полное самовыражение и художественное воплощение своих идей, то для творцов массовой культуры важным является коммерческая выгода. Массовая к. базируется на архетипах (Юнг). Пример - бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию.

Если понимать "элитарное" и "массовое" не только в аспекте искусства, но и в плане всей культуры, то элитарная культура может пониматься как субкультура, обусловливающая дальнейшую эволюцию культурного целого и переход ее к иному качеству. Массовая же культура – субкультура, обусловливающая консервацию сложившегося в обществе культурного качества и противостоящая элитарной.

В начале 20в Ортега-и-Гассет вводит понятие «восстание масс». Обнаруживается смена отношения общества к элите. Если до этого элита воспринималась человеком как нечто недосягаемое, ведущее его к цели. То в 20в намечается новая тенденция. Массовое сознание не стремиться достичь состояния элиты, а стремиться принизить его до своего уровня. Этот процесс начинает захватывать все виды элит. Массы двигаются из положения ведомых в руководство. Это приводит к тиражированию смыслов, т.к. массы начинают работать со смысловыми конструкциями, но при этом не понимают их. Пример – любовь. И как следствие к усреднению.


^ 53. Происхождение, сущность и функции государства

Г. – особая организация общества, объединенного общими социокультурными интересами, занимающая определенную территорию, имеющая систему управлени и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

^ Г. – полит. сист. власти на определенной терр., страна – относ. к культ., общегеограф. факторам
Теории происхождения:

1) теологическая (Фома Аквинский), г. – продукт Божьей воли, божественная природа власти

2) патриархальная (Аристотель), отец-члены семьи = монарх-подданные

3) общественного договора - передача некоторых прав некоему третьему лицу

4) насилия, причина г. – завоевание, насилие, порабощение других племен

5) марксистская – появление ЧС, раскол общества на классы, г.– продукт классовый противоречий

6) психологическая (Фрейд) – деление общества по психологич. признакам – одни способны только подчиняться, другие могут управлять
Функции:

Внутренние:

1) правовая - обеспечение правопорядка, установление правовых норм

2) политическая - обеспечение политической стабильности

3) организаторская - контроль за исполнением законов, коорд. деят. субъектов п. сист.

4) экономическая - регулирование эк. процессов с помощью налоговой и кредитной политики

5) социальная - защита интересов тех категорий граждан

6) экологическая – гарант. здоровой среды обитания

7) культурная – форм. высокой духовности, гражданственности

8) образовательная

Внешние:

1) национальная безопасность - защита территориальной целостности, суверенитета

2) поддержание мирового порядка - участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

3) функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.