Мышление и язык. Основные функции языка.

У Платона мышление – внутренняя речь. То есть мышление выводится из речи и языка. В речи можно сказать либо правду либо ложь, поэтому мышление – бесконечный процесс поиска истины. Мышление и сознание не были разделены.

18 в Кант вводит понятийное познание.

Мышление – механизм действия разума, способность иметь дело с предметами безотносительно опыта.

Мышление оперирует понятиями. Понятие – мысленный образ сущности. Мышление – способность находить связь между понятиями, таким образом формируются суждения (Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо). С помощью мышления из нескольких суждений образуется новое – умозаключение.

Мышление и сознание отделены. У сознания есть носитель и содержимое сознания непередаваемо.

Виды мышления: понятийное, символическое, образное, художественное.

Законы мышления: логика и психология.
Язык – сист. звуков, знаков, предназначенная для фиксации, переработки и передачи сведений от одного субъекта к другому.

Без языка чел. не может учиться. Без общества чел. не изучит язык.

Связь мышления с языком несомненна. Языки – естественные, искусственные, Жестов. Мышление всегда происходит в языке. Даже если это язык пластики или светотени.

^ Психофизическая проблематика – связь сознания и тела. В процессе мышления голосовой аппарат действует так, как при разговоре

С другой стороны любой язык предполагает какой-то аппарат для выражения. Но наличие аппарата не подразумевает наличие языка.

Мышление и языки имеют дело с какой-то физической подоплекой и всегда взаимосвязаны.
^ Функции языка:

1) коммуникативная – язык прежде всего сущ., чтобы люди могли общаться. Передача информации (и. – сведения, доступные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы)

2) когнитивная (мыслительная) - формирования и формулирования мысли. «Откуда я знаю, что я думаю? Вот скажу – тогда узнаю» Язык – не только оболочка для мысли, а способ мышления

3) познавательная (аккумулятивная, накопительная) – накапливание понятий, создание новых.

4) номинативная (назывная) - называниесоставляетнеотъемлемуючастьпознания. Чел. дает имя (весит табличку) тому, что уже изучил. Обязательно есть то, что не названо – то, что чел. пока не важно или не нужно

5) регулятивная - говорящий ставит своей целью непосредственно воздействовать на адресата: побудить его к какому-то действию или запретить ему что-либо делать, заставить ответить на вопрос и т.д. Направлена на создание, поддержание и регулирование отношений.

6) этническая – язык объединяет народ

7) мировоззренческая функция – по характеру использования различны языковых структур выстраивается отношение к действительности
Гипотеза Сепира-Уорфа: не мы задаем языковые реалии, а реалии задают нашу жизнь.

Пример – если в языке нет глагола работать, но все понятно про народ


^ 43) Познание и деятельность. Знание, понимание, умение.

Деятельность предшествует познанию. Существует много видов познания: обыденное, художественное, религиозное, научное, философское.

Обыденное познание – извлечение опыта из повседневной жизни и передача его другим. Вырабатывается ряд практик, страховочных механизмов ,которые мы и передаем. Нет четкого разделения между познанием и деятельностью.

Следует локализовывать виды познания, т.к. например в повседневности деятельность и познание переходят друг в друга, а в науке они связаны опосредованно.

Знание получается как из деятельности, так и через познание. Разница в формализации и в цели, т.к. знание и есть цель познания, но не является целью любой деятельности.

Знание принимало различные формы в разные эпохи. В мифологии знание являлось ритуалом. В эпоху античности знание привязывалось к деятельности. Например, выделялись два типа людей: те кто знают как сделать корабль и те кто знают как его водить.

В средние века производилось ограничение знания. Целый план предметов считался непознаваемым. Если знание противоречило догматам, то отбрасывалось именно знание. Также знание связывается с мышлением, но считается, что есть вещи, которые мы помыслить не можем.

В новое время, знание – некоторый результат от процесса. Знание не связано напрямую с пониманием. Понимание - способность применять, а знание – способность знать. Т.е. в новое время знание и понимание все больше расходятся. Понимание - это реконструкция смысла, то есть восстановление замысла, которым руководствовался человек, совершая то или иное действие. Если речь идет о произведении искусства, то понимание означает проникновения в духовный мир автора, выяснение особенностей его индивидуального художественного стиля и влияний, которые он испытывал (в противовес объяснению в смысле изучению природы).

Умение:

В античную эпоху умение не отделяется.

В ср. века умение – удел низших, а знание – удел высших.

В новое время знание, понимание и умение разграничены. Умеет тот, кто знает как. Понимание – способность получить умение из знания.

В наше время, умения узко специализированны и возможны без понимания.