Проблема истины. Основные концепции и критерии

Вопрос о том, что есть истина, всегда был и остается одним из важнейших вопросов

философии. В общефилософском смысле проблема истины шире вопроса об истинности знания. Так, мы можем говорить об "истинном образе жизни" и "истинной красоте".

Классическое определение истины идет еще с Аристотеля. Согласно ему, истина есть соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Проблема в том, что не понятно как определять соответствие знаний, которые являются чем-то идеальным, с материальными объектами. Обычно производится сравнение знаний с фактами, но факты выражаются утверждениями, т.е. происходит сравнение одних утверждений с другими утверждениями. Помимо того существуют утверждения, которые являются слишком общими и их не с чем сравнивать – например «все имеет причину» или «энергия сохраняется». В результате разделения наук, объект изучается с различных точек зрения, и результаты в каждой науке получаются свои. Возникает проблема сведения результатов – не ясно какую истину предпочесть. Это привело к тому, что истина стала восприниматься как некий идеал, к которому следует стремиться, но достичь которого нельзя. В этой ситуации появились также иные, чем классическая, концепции истины: когерентная и прагматическая.
В когерентной теории основным критерием истинности какого-либо знания является его

согласованность (когеренция) с более общей, охватывающей системой знания. Знание об отдельной вещи или явлении должно соответствовать и согласовываться с системой знания о мире в целом, т.к. истина одна, и частные истины должны быть элементами этой единой и всеохватывающей - абсолютной истины. Важно понимать, что одной только

самосогласованности знания недостаточно для признания его истинным. Художественные произведения например бывают очень хорошо согласованны, но все равно остаются выдумкой.
С позиций прагматизма истинным признается такое знание, которое может успешно применяться на практике и является полезным. В более метафизических сферах истинность определяется полезностью, в менее метафизических - прямой практической

применимостью. Если на основе определенного знания строятся самолеты, которые летают, или мосты, которые не падают вниз, значит, это знание истинно. В этом понимании практика есть критерий истины. Эта концепция, как и предыдущая не является достаточной, ей не хватает адекватного согласования с реальностью, т.к. не все, что полезно действительно истинно – любые приближения, которые мы постоянно используем, как пример..
Форму выражения истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Таким образом, все развитие человеческого познания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно выражающими истину.

Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной. Она недостижима, т.к. в процессе познания мы имеем дело лишь с относительными истинами. Тем не менее абсолютная истина существует. Ее надо понимать, как тот предел, к которому стремится человеческое познание. Таким образом, относительная и абсолютная истины — это лишь разные уровни истины.

Критерии истины:

 

1. Логические – непротиворечивость, независимость аксиом, полнота. Аристотель. Основные. Эти критерии свидетельствуют не столько об истине, сколько об ошибочности каких-либо теоретических представлений.

2. Эмпирические. Средние века. По-сути, практические критерии, т.к. познание в те времена – техническая задача. Т.е. заключение об истинности делается на основе практического подтверждения каких-либо следствий.

3. Когерентные. 19 век. Гегель. Происходит разделение наук. Изучение одного и того же предмета происходит с точки зрения различных наук. Критерий - согласованность (когеренция) с более общей, охватывающей системой знания (противоречит закону Ньютона, значит не истина).

4. Релятивистские. 19 век. Один и тот же предмет в рамках одной науки рассматривается на различных уровнях и получаются различные результаты.

5. Конвенциональные. 20в. Истина – результат соглашения, совпадения с восприятием большинства.


Еще есть 5 определений истины, но их надо вспомнить :(