Основные отличия буддизма и упанишад. Анатман (анатта) и анитья (аничча)

Середина I-го тысячелетия до н.э. была в Индии временем кризиса древней ведической религии, хранителями и ревнителями которой были брахманы. И неудивительно, что «слабое звено» брахманизма — государства северо-востока Индии — стало опорой и цитаделью альтернативных религиозных движений, к которым принадлежал и буддизм. А возникновение этих альтернативных учений, в свою очередь, было тесно связано с разочарованием части древнеиндийского общества в ведической религии с ее ритуализмом и формальным благочестием, а также с определенными противоречиями и конфликтами между брахманами (жречеством) и кшатриями (воплощавшими начала светской власти древнеиндийских царей).

О том, что такие конфликты имели место, мы косвенно знаем по произведениям поздневедийской и пуранической литературы (пураны, древние — авторитетные тексты средневекового индуизма). Так, в некоторых поздних Упанишадах (Упанишады — часть ведического корпуса, брахманских текстов Откровения, содержащих религиозно-философское учение брахманской традиции, прежде всего доктрину единства атмана — «я», «души» и абсолютного духа — Брахмана) появляется фигура кшатрия, который не только превосходит брахманов своей мудростью и ученостью, но и наставляет их относительно природы атмана. Таковым, например, в Упанишадах выведен современник Будды царь Магадхи Аджаташатру. В пуранах рассказывается о том, как бог Вишну воплотился в свирепом богатыре Парашураме («Раме с топором»), чтобы уничтожить кшатриев, восставших против господства брахманов. Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что и Будда, и Вардхамана Махавира (основатель джайнизма, другой альтернативной брахманизму религиозной традиции Индии) были выходцами именно из кшатрийской, а не брахманской варны.

Как бы то ни было, старая ведическая религия жертвоприношений и ритуалов переживала острейший кризис, что выразилось в появлении новых неортодоксальных аскетических движений так называемых шраманов, аскетов, подвижников, странствующих философов, отвергших авторитет брахманов и священных Вед и поставивших своей целью самостоятельный поиск истины через занятия философией и йогой (психопрактикой преобразования сознания). Одним из таких шраманов (или на языке пали — саманов) и был Будда Шакьямуни, исторический основатель буддизма.

Шраманы и шраманские движения сыграли огромную роль в истории индийской философии и культуры. Прежде всего именно от них идет традиция свободного философского диспута и философии как логико-дискурсивного обоснования и вывода тех или иных теоретических положений. Если Упанишады только провозглашали некие метафизические истины, то шраманы стали философские истины обосновывать и доказывать. Именно в дискуссиях между разными шраманскими группами (которых было великое множество) рождалась индийская философия, в отличие от мудрости Упанишад. Можно также сказать, что если Упанишады безусловно являются философскими текстами по их предмету, то шраманы дали Индии философию и по форме. Именно поэтому и Будда может считаться не только основателем религии и мудрецом, обретшим свою мудрость практикой созерцания, но и одним из первых индийских философов, участвовавшим в дискуссиях с другими шраманами по правилам, принятым в их среде.

 

АНА́ТМАН (санскр. отсутствие самости и вечной души, пали анатта; букв. — не-Атман), центральное понятие буддизма, создающее особую ориентацию для человеческой мысли, не свойственную другим культурам. Анатман означает отсутствие любых нетленных начал как во всех существах (в том числе в Боге-творце), так и во вселенной. Согласно Будде, все непрерывно течет и ежемгновенно меняется. При этом в духовной практике буддизма «все» означает поток сознания, единственное, данное нам непосредственно и подлежащее преобразованию и усовершенствованию. Понятие Анатмана истолковывается также в том смысле, что любая индивидуализация самости причиняет вред нравственным устоям, ведет к плохим перерождениям, к умножению страдания. Следовательно, духовному освобождению благоприятствует как раз отказ от личного Я, от понятия «мое» и от всяческого выделения индивида (пудгала-найратмья), а также умение интуитивно созерцать состояние Анатмана.

Учение об отсутствии души, или вечного Я, создавалось в противовес брахманистским философско-религиозным идеям об Атмане как некоей неизменной сущности, сохраняющейся в процессе перерождения особи. В махаяне понятие Анатмана получило дальнейшее развитие в учениях об отсутствии самосущего (нихсвабхава), о пустоте (шуньята) и о несамостоятельности дхармо-частиц (дхарма-найратмья).

 

АНИ́ТЬЯ (санскр. — невечность, непостоянство; пали — аничча), одно из центральных понятий буддизма (см. БУДДИЗМ) (наряду с понятиями анатмана (см. АНАТМАН) и страдания). Означает непостоянство всего сущего, т. е. объективного и субъективного содержания познания, и является основным принципом взаимозависимого происхождения явлений. Анитья не метафизическая догма, а особого рода интуиция, которую необходимо обрести вступившему на путь святости. Глубокое проникновение в непостоянство, в возникновение и исчезновение любого объекта созерцания, а тем самым воспитание в себе непривязанности является шагом на Пути освобождения (первая ступень которого — шротапанна, «вступивший в поток»).

Анитья (санскр. अनित्य, anitya?; пали: аничча, «бренный, непостоянный»; кит. 無常, у-чан; яп. 無常, мудзё:) — одна из основополагающих доктрин буддизма, наряду с дукхой и анатманом составляющая Три признака существования. В соответствии с ней, всё в мире находится в постоянном движении и ничто не является неизменным, включая богов, звёзды, планеты и т.д. Анитья проявляется в человеческой жизни в виде процесса роста и старения, в виде череды перерождений, в виде страданий и т.п. Ввиду того, что все феномены мира непостоянны, привязанность к ним тщетна и ведёт к страданиям. Истинным завершением анитьи является нирвана — единственная реальность, не претерпевающая изменений, угасания или смерти.

Для понимания сути анитьи на своём опыте используется медитация випассана

В Махапаринирвана сутре махаяны, все феномены мира в целом обозначаются как непостоянные, подверженные изменениям; однако, считать изменчивыми нирвану и будду как её воплощение, означает впадать в серьёзное заблуждение и неверное восприятие Истины. Понятие анитьи сущностно ассоциируется с анатманом, постулирующим отсутствие у вещей постоянной природы, сущности или самости.