ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПОСЛЕ-ХРАМОВОГО ИУДАИЗМА.

 

В эпоху после разрушения Храма иудаизм перестает опираться на Храм и жречество. Его духовными лидерами становятся законоучители-раввины, мудрецы и толкователи Торы, занимающиеся систематизацией и передачей ученикам Устного Закона, без чего невозможно грамотное понимание и выполнение заповедей Торы. Постепенно формируется концепция молитвы как замены храмового ритуала. Иудаизм уже не делает ставку на политическую независимость евреев, но провозглашает в качестве основной заботу о сохранении жизни религиозной общины и выработки норм ее самоуправления. Заповедь изучения Торы, осознается как одна из важнейших в иудаизме. Только через изучение Торы и исполнение ее заповедей еврей может приблизиться к Богу и заслужить долю в Олам ѓа-ба - грядущем мире. Иудаизм уже и в поздней античности, и в эпоху Средневековья был склонен к весьма толерантному отношению к двум другим теистическим религиям, подчеркивая, что праведники всех народов удостоятся Царства Божьего, и признавая возможность разных путей к Единому Богу - при неотменимости пути избранного народа.

Летом 73-го года была взята крепость Массада – это летний дворец царя Ирода, неприступная крепость. И последние 900 защитников этой крепости вместе с женщинами и детьми покончили самоубийством. Современные археологические раскопки это доказали с полной очевидностью. Вплоть до подтверждения имен погибших там, которые были написаны на черепках при жеребьевке. После этого и начинается фактически послехрамовый иудаизм. Вот с Ямнийского, так называемого Ямнийского синедриона, собрания в Ямне, начинается традиция еврейства без храма. Ну, нужно сказать, что законы Веспасиана были сравнительно мягкими. Храм был сожжен, правда, уничтожен. Осталась одна западная стена, которую сейчас называют стеной плача.