РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины Зарубежное искусства XVII-XVIII веков

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Первый проректор

___________ ……

«__» ____________ 2011 г.

Автор-составитель:

Канд. искусствоведения, доц. Е.Б.Шарнова

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

Зарубежное искусства XVII-XVIII веков

 

Направление подготовки

035400 — «История искусств»

 

Квалификация выпускника

 

Бакалавр

 

Форма обучения

 

Очная

 

Москва 2011

 

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель: знакомство студентов с этапами развития архитектуры и изобразительного искусства в контексте истории и культуры, с историей стилей, направлений, национальных школ, с региональными особенностями и технико-технологическими аспектами эволюции искусства, с творчеством выдающихся мастеров, стилистической характеристикой и иконографическими особенностями их произведений.

Задачи дисциплины:

1. дать представление об основных этапах развития искусства ведущих стран Западной Европы, выявить особенности их исторического и духовного развития;

2. охарактеризовать индивидуальности крупнейших мастеров в процессе их творческой эволюции;

3. познакомить с общепризнанными шедеврами в разных видах искусств, предложив варианты их углубленного анализа;

4. дать представление о радикальной перестройке в области тематики, сюжета и жанра изобразительных искусств;

6. проследить формирование национальных художественных школ

7.обрисовать многообразие связей и взаимовлияний, свидетельствующих о сложении общеевропейского художественного процесса;

8. познакомить с процессом зарождения профессиональной науки об искусстве и первыми системными опытами по теории искусства.

9. изучить основные подходы к изучению зарубежного искусства XVII-XVIII веков в современной российской и зарубежной науке;

 

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Зарубежное искусства XVII-XVIII веков» входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС по направлению «история искусств» (бакалавр).

Предшествующие дисциплины: Курс представляет собой часть учебной программы по всеобщей истории искусств и является необходимым дополнением курсов «Основы искусства эпохи Ренессанса» и «Искусство эпохи Ренессанса», «Основы зарубежного искусства XVII-XVIII веков»

Последующие: «Основы зарубежного искусства XIX века», «Основы зарубежного искусства XX века»

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины. Дисциплина участвует в формировании следующих компетенций:

 

Общекультурные компетенции

ОК-2 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; ОК-7 способен применять основные положения и инструментарий (методы)… ОК-8 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной…

Профессиональные компетенции

Научно-исследовательская деятельность

ПК-6 способен понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства ПК-6Ввладеет достаточным историко-культурным и методологическим фундаментом… ПК-7способен к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных…

Педагогическая деятельность

ПК-11Вспособен к реализации в преподавании мировой художественной культуры, истории искусства следующих основных задач: воспитание патриотизма,…  

Организационно-управленческая деятельность

ПК-12 способен к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления

ПК-12Вспособен применять в организационно-управленческой деятельности современный уровень знаний и представлений об искусстве, социальной роли и функциях художественного наследия

 

Культурно-просветительская деятельность

ПК-14Вспособен к утверждению и пропаганде социальной и научной значимости культурного наследия, памятников искусства в средствах массовой…

Экспертно-аналитическая деятельность

ПК-15 способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации

ПК-16Ввладеет основами атрибуции, способен к перспективному анализу комплектования музейных коллекций

Производственно-технологическая деятельность

ПК-17Вготов к практической экскурсионной деятельности (подготовка и проведение тематической экскурсии по экспозиции)

ПК-20Вготов к участию в подготовке каталогов выставочных (экспозиционных) проектов

 

Проектная деятельность

ПК-23Вспособен анализировать художественный проект и экспозицию, логически верно и ясно излагать свое мнение

 

Компетенции для профиля Зарубежное искусство

ПК-28Вспособен налаживать профессиональные контакты, адаптировать знания по истории зарубежного искусства к разным аспектам социальной… Результаты обучения.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Содержание курса

№ п/п Наименование раздела Дисциплины К Образовательные технологии Оценочные средства
Раздел I. Искусство Англии 17-18 вв. Архитектура 17 – 1-ой пол. 18 вв. (4 ч.) ОК-1, ОК-2, ОК-7, ПК-1, ПК-6 Лекция-визуализация   Презентация (доклад)
Английская архитектура 2-ой пол. 18 века (6 ч.) ОК-1, ОК-2, ОК-7, ПК-1, ПК-6 Лекция-визуализация Презентация (доклад)
У.Хогарт (3 ч.) ОК-1, ОК-2, ОК-7, ПК-1, ПК-6 Лекция-визуализация Аналитические задания, презентация (доклад)
Английский портрет (5 ч.) ОК-1, ОК-2, ОК-7, ПК-1, ПК-6 Лекция-визуализация Презентация (доклад)
Пейзаж, бытовой, анималистический жанр в английской живописи. (2 ч.) ОК-1, ОК-2, ОК-7, ПК-1, ПК-6 Лекция-визуализация   Презентация (доклад)
Раздел II. Искусство Германии и Австрии 17-18 вв. Архитектура Германии и Австрии (4 ч.) ОК-1, ОК-2, ОК-7, ПК-1, ПК-6 Лекция-визуализация   Презентация (доклад)
Живопись Германии и Австрии (2 ч.) ОК-1, ОК-2, ОК-7, ПК-1, ПК-6 Лекция-визуализация   Аналитические задания, презентация (доклад)

 

 

Раздел I. Искусство Англии 17-18 вв.

 

Проблемы хронологии и стиля, английское искусство "не совпадает" с рамками, принятых в Европе классификаций. Различные стили и направления сосуществуют, переплетаются в непривычной для европейских школ последовательности, иногда запаздывая, иногда опережая по отношению к континенту. Так, в архитектуре происходит соединение черт барокко и классицизма в ранний период, развитие палладианства, неоклассицизма, раннее обращение к традициям готики. Преобладающая роль философии и литературы.

В ХVII веке Англия не создала национальной школы в живописи: ведущая роль принадлежала иностранцам (А. Ван Дейк, П.Лели). Запрет на художественную деятельность в период протектората Кромвеля после революции 1647 года способствовал тому, что в области пространственных искусств основным вкладом страны стала архитектура. Но и здесь творческая активность развивается в основном к концу ХVII века (К.Рен).

Во второй половине XVIII века возрастает влияние изобразительного искусства. Отсутствие традиции академического обучения - многие английские живописцы XVIII века были дилетантами. Своеобразие жанровой иерархии - почти полное отсутствие исторической живописи, особая роль портрета и пейзажа.

Особый резонанс в Европе имело садово-парковое искусство Англии, идеи оформления интерьера, английский портрет.

 

Тема 1.Архитектура XVII – первой половины XVIII века.

Преемственность английской архитектуры XVII – XVIII веков.

Иниго Джонс (1573-1652) и начало английского палладианства. Куинс-хаус в Гринвиче – первое обращение к классическому ордеру в английской архитектуре. Банкетинг Хаус в Лондоне – тип сооружения, восходящий к английской традиции, последовательное применение ордерной структуры. Градостроительные решения – площадь Ковент Гарден (не сохранилась), влияние парижских площадей, первая площадь, выстроенная по регулярному плану.

Кристофер Рен (1632-1723) – крупный математик, профессор астрономии в Оксфорде, поздно обратился к архитектуре. Поездка во Париж в 1665-66 гг. – знакомство с Ж.Ардуэном-Мансаром и Дж.Л.Бернини. 1666 – «большой пожар» Лондона, план перестройки центральной части Лондона – влияние планировки Рима и парков А.Ленотра. Проекты 50 церквей для Лондона – знаменитые колокольни с высокими шпилями. Собор Св.Павла (1675-1711) – план в форме латинского креста, напоминающий готические соборы, тенденция к вертикализму (повышение подкупольной части, башни на фасаде), соединение черт классицизма и барокко. Госпиталь в Гринвиче – классические по форме здания включены в сложную пространственную композицию, восходящую к архитектуре барокко. Два корпуса дворца в Хэмптон-Корт – необходимость «вписать» новую архитектуру в сложную композицию дворца эпохи Тюдоров, соединение красного кирпича с ордерными элементами, выполненными в камне, французские мотивы, близкие Ардуэну Мансару.

Джеймс Гиббс (1682-1754) и своеобразие английской архитектуры первой половины XVIII века. Связь с традицией римской позднебарочной архитектуры (обучение в Риме у Фонтана) - библиотека в Оксфорде (Редклиф кэмера).

Первое поколение палладианских архитекторов-дилетантов - лорд Берлингтон, Колин Кемпбелл, Уильям Кент. Издание архитектурных увражей - "Британский Витрувий". Вилла в Чизике (1725) - сотрудничество лорда Берлингтона и Кента (интерьеры, парк) - как своеобразная архитектурная программа.

 

Тема 2. Английская архитектура второй половины XVIII века.

 

Планировка Бата (1729-1775) и английское градостроительство в XVIII веке - архитекторы Джон Вуд старший и Джон Вуд младший. Целый город, выстроенный по единому плану. Традиции регулярной планировки, восходящие к французским площадям XVII века и ансамблю Ковент Гарден в Лондоне. Площади Ройал Кресент и Сиркус.

Уильям Чемберс (1726-1796), Сомерсет Хаус - блестящая вариация на тему фасада ренессансного дворца. Сады Кью и архитектура малых форм (китайская пагода, мечеть, руины готической церкви).

Роберт Адам (1728-1792). Путешествие по Франции и Италии, дружба с Пиранези, Винкельманом, Клериссо. Изучение развалин дворца Диоклетиана в Сплите, в 1764 году сделанные вместе с Ш.Л.Клериссо в Сплите рисунки вошли в увраж, посвященный жилой архитектуре римлян. Загородные усадьбы: Кеддлстон-хаус, Кенвуд-хаус, Остерли парк. Тип палладианской загородной усадьбы, связь архитектуры и пейзажа как средство достижения "движения" в архитектуре. Парковые павильоны в Остерли (оранжерея, храм Пана). Интерьеры Кента, использование античных мотивов, изысканный линеарный стиль - библиотека в Кенвуд-хаус, прихожая в Сайон-хаус, "этрусская комната" в особняке Остерли парк (влияние ранней греческой вазописи на мотивы декора).

Градостроительные проекты, продолжение традиций регулярной застройки Бата. Квартал Адельфи в Лондоне (не сохранился); площадь Фитцрой в Лондоне с единообразно декорированными фасадами; участие в строительстве «нового города» в Эдинбурге (ансамбль площади Шарлотты).

"Готическое возрождение" середины и второй половины XVIII века (от англ. "revival"). Готика противопоставляется эпохе Возрождения/Ренессанса как воплощение творческой свободы. Хорас Уолпол - роман "Замок Отранто" и строительство усадьбы Строберри-хилл. Одна из ранних форм зарождения романтизма.

 

Тема 3. Живопись Уильяма Хогарта.

Уильям Хогарт (1697-1764). Ранний период, обучение у художника У.Торнхилла. Связь Хогарта с современным романом – Г.Филдинг, Дж.Свифт. Работы в жанре conversation piece – сцены в интерьере и в пейзаже (Портрет семьи Хервей, Портрет семьи Чомли).

Серии картин на "современные морализирующие сюжеты". Своеобразная реакция на исторический жанр, важна новизна сюжета и его драматургическая разработка - "моя картина - моя сцена", роль деталей в раскрытии действия. Цикл "Карьера распутницы" 1731-32 гг. (не сохранился). "Модный брак", 1743 - выбор образов и ситуаций, рассчитанных на узнавание, сатира нравов. Циклы создавались для перевода в гравюру, и таким образом аудитория зрителей радикально увеличивалась.

Цикл "Времена суток" и активное введение "топографии" Лондона. Усиление политической дидактики в поздних сериях картин и отдельных работах - "Ворота Кале" ("Ростбиф старой Англии"), 1743, серия "Выборы в Парламент", "Суд" - связь с традицией Босха и Брейгеля, с графикой Калло.

Портреты Хогарта. "Портрет детей Грехем" и традиция conversation piece, портреты друзей, "Портрет слуг в доме Хогарта". "Продавщица креветок" и "Свадебный бал" - картины, написанные "для себя", эффект незаконченности, особенности колорита Хогарта.

 

Тема 4. Английский портрет.

1720-е годы - появление нового типа портрета - conversation piece (портрет-беседа, разговорный жанр). Филипп Мерсье (француз по происхождению, связь с традицией "галантного празднества") и Артур Дэвис.

Джошуа Рейнолдс (1723-1792) и традиция парадного портрета. Влияние А. ван Дейка, барочного портрета, "цитирование" известных композиций, а также античных прототипов. Роль атрибута в портретной концепции Рейнолдса (портрет адмирала Кеппеля, полковника Тарлтона, лорда Хитфилда). Женские портреты - портрет леди Кокберн с сыновьями, портрет Нелли О'Брайан). Исторические композиции Рейнолдса - написанная по заказу Екатерины II картина "Геркулес, удушающий змей". "Речи" Рейнолдса, произнесенные в Королевской Академии живописи и академическая теория живописи, принципы "высокого стиля".

Томас Гейнсборо (1727-1788). Ранний период и традиция conversation piece (Портрет Роберта Эндрюса с женой). Работа в Ипсвиче и Бате (1759-74), формирование концепции портрета (портреты дочерей). Зрелый период: своеобразие композиционных построений (портреты в рост на фоне пейзажа, "портрет-прогулка", парные портреты), особенности колорита (предпочтение холодной гаммы), живописной манеры ("штриховая манера" по выражению Рейнолдса). Близость портретов Гейнсборо к идеалам сентиментализма. Портрет четы Халлет ("Утренняя прогулка"), Портрет миссис Робинсон ("Пердита"). Пейзажи Гейнсборо - от подражания голландскому пейзажу в ранний период к поздним пейзажам, близким по манере и эмоциональному строю пейзажам Констебла ("Повозка, едущая на рынок").

 

Тема 5. Пейзаж, бытовой, анималистический жанр в английской живописи.

Ричард Уилсон и продолжение традиции пейзажей Клода Лоррена; близость пейзажей на темы итальянской природы и видов Англии.

Джозеф Райт из Дерби (1734-1797). Расширение тематики жанровой картины, интерес к таинственному и необычному, использование эффектов искусственного света (возвращение к караваджистким приемам). "Эксперимент с птицей в воздушном насосе", картины на тему "извержения Визувия".

Джордж Стаббс (1724-1806) и анималистический жанр. Изучение анатомии лошади - публикация книги "Анатомия лошади" (1766); картины с изображением экзотических животных. Соединение conversation piece с анималистическим жанром.

Генри Фюсели (1741-1825) и предромантизм в живописи. Поэтика мечты и фантазии. Циклы картин по мотивам произведений Шекспира и Мильтона, созданные между 1786-1800 годами – оригинальный вариант исторической живописи. Роль женских образов (Леди Макбет). Дарование Фюсели проявилось не столько в композиции и колорите, сколько в раскрепощении воображения художника (Ночной кошмар).

 

Список источников и литературы к разделу IV.

Источники

  1. Мастера искусства об искусстве. Т.3, XVII-XVIII вв. Под ред. А.А.Губера, В.Н.Гращенкова / М.: Искусство, 1967, 503 с.

2. Хогарт В. Анализ красоты. / М.: Искусство,1987, 256 с.

 

Обязательная литература:

1. Западноевропейская художественная культура XVIII века. Сб. статей. / Под. ред. В.Н.Прокофьева. М.: Наука,1980.

2. Кантор А.М., Кожина Е.Ф., Лившиц Н.А., Зернов Б.А., Некрасова Е.А. Искусство XVIII века (Сер. Малая история искусств). / А.М.Кантор, Е.Ф.Кожина, Н.А.Лившиц, Б.А.Зернов, Е.А.Некрасова. М.: Искусство, 1977, 375 с.

 

Дополнительная литература

 

Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов. Т.4. / А.Н.Бенуа. Спб.: Шиповник, 1912

Виппер Б.Р. Английское искусство. Краткий исторический очерк. / Б.Р.Виппер. М.: Изд. Гос. Музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, 1945, 102 с.

Герман М.Ю. Уильям Хогарт и его время. / М.Ю.Герман. Л.: Искусство, 1977, 226 с.

Даниэль С.М. Европейский классицизм. / С.М.Даниэль. Спб.: Азбука – классика, 2003, 301 с.

Лисенков Е.Г. Английское искусство XVIII века. / Е.Г.Лисенков. Л.: Изд. Гос Эрмитажа, 1964, 286 с.

Левинсон-Лессинг В.В. История картинной галереи Эрмитажа (1764-1917). / В.В.Левинсон-Лессинг. Л.: Искусство, 1985, 405 с.

Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. / Е.А.Некрасова. М.: Искусство, 1975, 256 с.

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. /Ред.-сост. В.П.Шестаков. Т.2. М.: Искусство,1964, 835 с.

Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII-XVIII веков. / А.К.Якимович. Спб., Азбука – классика, 2004, 437 с.

 

Раздел II. Искусство Германии и Австрия 17-18 веков

Сохранение политической раздробленности. Основные художественные центры - Берлин, Вена, Дрезден, Мюнхен. Ведущее место принадлежит архитектуре. Влияние итальянских мастеров на юге Германии и в Австрии, влияние Франции на севере. В отличие от других европейских стран в Германии и Австрии особую роль играет церковное искусство.

Тема 1. Архитектура.

Архитектура Вены и Иоханн Фишер фон Эрлах (1656-1723) - императорская резиденция в Шёнбрунне, церковь Карла Боромея - соединение стилистически… Рококо в Саксонии. Роль Фридриха II, поклонника Ватто и мастеров галантных… Живопись и скульптура.

Темы для докладов

I. Искусство Англии

Чизик-хаус лорда Берлингтона и палладианство в английской архитектуре (Берлингтон, Колин Кемпбелл, Уильям Кент). Интерьер английского неоклассицизма: Роберт Адам и Чарльз Камерон. "Готическое возрождение" в английской архитектуре XVIII века.

Искусство Германии

Интерьер немецкого рококо.

Ансамбль дворца и парка в Сансуси

Архитектор Балтазар Нёйман.

Скульптура Ф.К.Мессершмита

Ф.А.Маульберч и австрийская живопись XVIII века

Живопись Дж.Райта из Дерби.

Рисунки Джона Флаксмана.