Основные подходы к теории общественного призрения - раздел История, Темы лекций Теоретико-методологические подходы к историческому исследованию
Приходская Благотворительность Осуществлялась В Следующих Ос...
Приходская благотворительность осуществлялась в следующих основных формах:
· материальная и медицинская помощь;
· помощь просветительской деятельности.
· Материальная помощь включала в себя помощь натурой: «раздача платья», продуктов, взносы за обучение и содержание в богадельнях, плата за проживание, а также предоставление дешевых обедов.
· Медицинская выражалась в оказании помощи врача и бесплатном предоставлении лекарств больным.
Довольно большое место в деле народного просвещения занимали церковно-приходские школы (К.П. Победоносцев). большая часть казенных поступлений шла со стороны Синода. К 1908 г. в России имелось 26 097 школ, в которых обучалось 1 401 866 учащихся, а школ грамоты — 13 650 с 436000 учащимися.
Начать с этого - В XIX в начале XX в.. оформляются три подхода к решению социальных проблем –
1) Революционно-преобразовательный –марксизм, социализм, анархизм, и др. – через радикальные преобразования - революция
2) Реформистский – сочетание либерализма, демократических идей о гражданском, социальном гос-ве и социализма (пример – скандинавские страны) -
3) Антропологический – 1917 г. «Социальные диагнозы» Мэри Ричмонд – проблема в самом человеке.
В российской науке вопрос о теории общественного призрения как специфической области познания, имеющей свою предметную определенность, был В. И. Герье.
П. Дерябин, основываясь на учениях отцов церкви, продолжает отстаивать необходимость христианской благотворительности. негативно оценивались в общественной и научной литературе.
Н. Елагин обосновывает необходимость сохранения данных догматов в литургии обыденной жизни в классической христианской логике.
Н. Вознесенский видит в них продолжение христианской практики благотворительности. Работу деятелей общественного и частного призрения в светских учреждениях и организациях он рассматривает как своего рода обращение к христианским традициям, благотворительному прозелитизму, когда «великое множество инакомыслящих» подчиняются основным воззрениям христианского мира.
Правовые аспекты теории общественного призрения
Другое направление общественной мысли в области общественного и частного призрения — законотворческая деятельность, оформившаяся в «науке полицейского права» в качестве самостоятельного раздела. Общественная благотворительность рассматривалась в комплексе проблем.
Н. Бунге рассматривал благотворительность как комплекс государственных мер.
И. Тарасов рассматривал благотворительность как превентивные меры, как организация страхования, пенсионное дело, сберегательные кассы, развитие промыслов и ремесел, улучшение податной системы и образование к благотворительной деятельности он не относит.
Появление идей о социальном страховании. В начале XX в. общественное призрение в контексте данного направления осмысляется как система мер правительства, направленных на социальное страхование индивида от различных социальных рисков.
В работах М. Оленова, Н. Вигдорчика, Б. Кистяковского.
принцип обязательности призрения стариков и больных как основополагающий принцип гражданского общества, должен, считает М. Оленов, распространяться и на безработных. В данном случае следует осуществлять социальное страхование, пособия которого формируются из отчислений всех работающих граждан, а также государства.
Страхование как вид государственного обеспечения наряду с различными видами самопомощи должно «быть правом гражданина».
Создаются курсы, которые готовят специалистов для работы с молодежью, правонарушителями и беспризорными. Курсы предусматривают свои программы подготовки, систему практик и стандартов, которые предъявляются специалисту.
1. Отечественное законодательство о формах социальной помощи XVI-XVII вв. 4 с.
2. Основные подходы к социальной помощи в письменных источниках.
ВОПРОСЫ:
1. Деятельность земских учреждений. Практика крестьянского призрения
2. Городская система помощи в пореформенный период
3. Основные подходы к теории общественного призрения
1.1. Социальные проблемы и их решения у древних народов
Месопотамии, Египта, Индии и Китая
Анализ имеющихся свидетельств о жизни древних народов и современных природных сообществ позволяет сделать вывод, что для создания социальной системы, где на практике действуют принципы взаимопомощи, необязательно иметь высокоразвитую экономику и изобилие материальныхблаг. (Что нужно для этого?)Для этого необходимо, чтобы в данном обществе существовало ценностное понятие заботы о ближнем и этот принцип был бы составной частью данной социальной системы.
Тип цивилизации - восточный. Он был представлен древнейшими государствами Месопотамии, Египта, Индии, Китая и др. Известно, что в восточных обществах основу социальной организации (какая?)составляла соседская община. Община регламентировала жизнь своих членов, устанавливала определенные правила,требовала участия в совместных работах, например, строительство ирригационных сооружений, дорог, храмов, участие в празднествах и обрядах. Взаменобщина обеспечивала коллективную помощь своим членам в решении ихтрудных жизненных ситуаций, а именно: болезни, уход за детьми и старика-ми, сиротство, обеспечение питанием, бедность и др.
В древних восточных обществах существовала социальная и имущественная дифференциация и неравенство. Дошедшие до нас письменные источники свидетельствуют, что в этих обществах социально значимой была благотворительная деятельность богатых и обеспеченных по отношению к неимущим. (Кого вспоминаем?)Правители и знать в своих жизнеописаниях и биографиях стреми лись изобразить себя благодетельными и идеальными правителями. Так, аристократ Нехебу в Древнем Египте писал о себе: «Я всегда давал одежду, хлеб и пиво бедняку и голодному человеку. Я был любим всеми людьми». Или правитель одного из месопотамских городов Ура Ур-Намму приписывал себе заслугу защиты интересов бедняков: «Сироту человеку богатому ни за что ни отдавал, вдову власть имущему ни за что не отдавал». Эти свидетельства относятся ко II тысячелетию до н.э.
Хотя в государствах восточного типа цивилизации социальные отношения регулировались обычаями и традицией, власть принимала участие в решении социальных проблем.
Древние правовые документы регулировали главным образом сферу семейно-брачных отношений. Например, свод законов вавилонского царя Хаммурапи (ХVIII в. до н.э.) фиксирует приниженное положение женщины, типичное для многих восточных обществ. Муж являлся господином своей жены, которую он приобретал за определенный выкуп у своего тестя. Это ставило жену в положение рабыни в доме мужа. Закон предусматривал за неверность мужа возвращение жены в дом своего отца со своим приданным. В случае неверности жены ее следовало бросить в воду. Дети считались собственностью отца, который был волен поступать с ними, как ему заблагорассудится.
Или например, законы древнего Шумера (ХХ в. до н.э.) разрешали отцу
продавать в рабство своих детей. Это было вполне реальное право, имевшее широкое распространение. Условия такой продажи фиксировались в документах и были замаскированы под обычай усыновления. Сделка скреплялась особым документом, и усыновитель платил определенную сумму отцу усыновляемого в качестве платы за усыновление. Усыновление осуществлялось в двух формах: с объявлением усыновленного наследником и без такового. Усыновление первого вида происходило, как правило, в бездетной семье для продолжения рода. Во втором случае речь шла о приобретении рабочих рук и зависимом положении «усыновленного».
Своеобразные социальные отношения и социальная практика сложились в Древнем Китае.Древнекитайское общество было жестко иерархичным и делилось на пять социальных групп.
Высшую ступеньку на иерархической лестнице занимал единоличный правитель - ван. Он являлся верховным собственником земли в Поднебесной, а все люди были его слугами.
Как верховный собственник земли ван «жаловал»
высшим аристократам - чжухоу - право наследственного владения частью земель в государстве. В свою очередь чжухоу признавали право на владение принадлежащей им территории глав родоплеменных групп, которые на этой территории проживали.
Этот третий социальный слой назывался дафу. Сами дафу не обрабатывали землю, а передавали ее во владение
четвертой группе - ши. В конечном счете земля обрабатывалась
Все темы данного раздела:
Темы лекций
1. Теоретико-методологические подходы к историческому исследованию
2. Древнейшие формы помощи и взаимопомощи у славянских племен
3. Особенности конфессиональной системы помощи в Р
Цель истории социальной работы как отрасли знания
Курс «Истории социальной работы» направлен на формирование профессиональной культуры будущего специалиста, обогащение его историческими знаниями, гуманистическими ценностями, выра
Периодизация развития социальной работы в России
I. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до X в (дохристианский период).
П. Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с X по XIII вв.
Историография истории социальной работы в России
Выделяются следующие этапы Историография истории социальной работы в России:
1) Дореволюционный период
Один из первых подходов к истории российском опыта социальной помощи
Виды помощи и взаимопомощи у древнеславянских племен
Формы помощи в славянских общинах складывались под влиянием языческого мифологического сознания древнейших славян, сохранения общинной системы землевладения, пережитков в семейно-бытовой сфере и т
Факторы и этапы развития форм помощи
По мнению Холостовой – начиная с 10 века на Руси разрушаются родоплеменные отношения;
Возникновение Киевского государства – появление государственной помощи
Принятие христианства
Генезис княжеской помощи основные направления
Генезис княжеской помощи относят к времени правления князя Владимира.
В рамках первого этапа княжеской социальной помощи 10 -12 вв. – определяющее значение имела именно княжеская помощь
Законодательное оформление института помощи
Законодательное утверждение социальной помощи отражено в основном своде законов Ки евской Руси: Русской Правде Ярослава Мудрого. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и
Монастырско-церковные формы помощи
Духовенство было свободно от различных платежей и сборов, а позже и от татарских даней и, следовательно, пользовалось относительным богатством и достатком, то в руках его находилис
Развитие монастырской системы помощи
Для этого времени характерны три формы поддержки и защиты нуждающихся:
1. монастырская система помощи,
2. государственная система защиты (она выра
Оформление государственной помощи. Законодательное оформление помощи
Массовые бедствия вели к формированию формы общественной самопомощи. Пример, связанный с массовыми эпидемиями. Иван IV в борьбе с эпидемиями начинает применять «полицейско-санитарные методы»: чтоб
Теории милосердия
Социально-христианские подходы к «теории милосердия» Милосердие как процесс духовного спасения особо рассматривается в отечественной литературе данного периода. Милосердие как источник спасе
Государственно-административные подходы к общественному и частному призрению
По мнению Фирсова В период правления Петра I государственное управление формами помощи проходит три главных этапа: приказную систему — 1682-1709 гг., губернскую — 1710
Деятельность земских учреждений. Практика крестьянского призрения
Набирает силу частная и общественная благотворительность. Ее представители занимаются различными видами помощи — от борьбы с детской смертностью, призрения нищих и больных
Городская система помощи в пореформенный период
Городская система помощи в пореформенный период приобретает новые черты. Урбанизация - намечается рост различных форм социальной патологии: профессиональное нищенство, прост
Пятой группой, которую называли простолюдинами.
Принадлежность к одной из пяти групп определяла объем тех материальных благ, которыми мог пользоваться человек.
В одном из китайских источников Х-VIII вв
Как и в Месопотамии, государство в Древнем Китае регулировало, прежде всего, семейно-брачные отношения.
Семья, согласно закону и конфуцианской традиции, рассматривалась как первичная социальная ячейка. Главная цель брака заключалась в обеспечении физического и духовног
Совершенно другой тип социальных отношений сложился в античной
цивилизации, представленной Древней Грецией и Древним Римом. Природные условия в Греции отличались от природных условий стран Древнего Востока. Для занятий земледелием в Греции
Свободные мелкие производители, владевшие землей.
Именно владение земельным участком было основой для юридического оформления гражданского статуса, определяло полноправие гражданина, его участие во всех делах своего полиса;
С целью снять социальную напряженность и обеспечить образование
и воспитание граждан начиная с 40–30-х гг. V в. до н.э. малоимущим гражданам власти стали раздавать театральные деньги или специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное пр
Часть разорившихся и неимущих граждан, не желавшая заниматься
трудом, фактически жила за счет государства. Например, в Афинах, такие деклассированные граждане получали плату за простое посещение Народного собрания, за выполнение т
В IV в. до н.э. в Греции наблюдается возрастание социальной напряженности, вызванное имущественным и социальным расслоением в среде гражданства.
Естественно, что этот обездоленный и все возрастающий в численности слой гражданства выражал острое недовольство своим положением.
Обобщая картину со
Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью обладали только главы римских семей - домовладыки.
Все остальные члены семьи находились под его властью.
В конце III - начале II вв. до н.э. среди рабовладельцев возникло привилегированное сословие ноби
Древний Рим, так же как и Древняя Греция, развивался на основе частной собственности и товарного производства.
Что ожидало мелкого собственника, если он лишался своей земли, мастерской или лавки?
Некоторая часть потерявших землю земледельцев оставалась
Во главе этого движения встали братья Тиберий и Гай Гракхи.
Тиберий Гракх, получивший должность народного трибуна, сумел провести в 133 г. до н.э. аграрный закон. Закон определял максимальный размер участка земли, получаемый от г
Характер, вылившийся в создание правовой базы для решения некоторых социальных проблем.
В частности, в р и м с к о м п р а в е имелся ряд статей, которые касались проблем усыновления и попечительства.
1. У с ы н о в л е н и е
Эти категории лиц должны были находиться под чьей-либо охраной, прежде всего семейной.
Если же такой естественной семейной охраны не было, возникал вопрос об организации для таких лиц искусственной защиты.
Для решения этой проблемы в р
Опекунство могло быть также общественной обязанностью отдельных граждан, и освободиться от него можно было только при наличии уважительныхпричин.
Поначалу опекун был свободен в своей деятельности, действовал бесконтрольно, что создавало возможности для злоупотреблений и расхищения имущества опекаемого. Остановить злоупотребления опекунов мог
Редавали вопрос об установлении опеки над безумными в руки местных органов власти.
Назначению опеки должно было предшествовать исследование психического состояния больного.Попечительство над безумными и их имуществом возлагалось на ближайших родственников и н
Развитие благотворительности и государственные меры помощи нуждающимся в европейских странах в эпоху Средневековья
Эпоха средневековья берет свое начало с падения Западной Римской империи в V в. н.э. и заканчивается в середине ХVII в. победой Английской буржуазной революции. В рамках этого периода выделяются тр
Развитие благотворительности и государственные меры помощи нуждающимся в европейских странах в новое время
На смену средневековью пришло н о в о е в р е м я. Это был совершен-но особый период всемирной истории. Результатом Великих географическихоткрытий, всемирной экспансии западноевропейских стран стал
Социальная политика большевиков в первые годы Советской власти
После революции 1917 г. в России происходит формирование новых общественных отношений – отказ от капиталистического развития страны и развитие социалистических отношений - форм
Формирование советской модели социального обеспечения: приоритеты и противоречия
По конституции СССР 1924 г. вводилась система социального страхования: от болезней, увечья, инвалидности, старости, профессиональных болезней, вдовства и сиротства и впервые в мире – от безработицы
Основные направления деятельности Наркомата социального обеспечения в 1930-е гг.
Разработка законодательства о пенсионном обеспечении постарости как самостоятельном виде социального обеспечения стала проводиться в 1928-1932 гг.
- Определялся возраст для получения пенси
Социальное обеспечение государства в период ВОВ
26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». В июле
Особенности социального обеспечения в СССР
В 1949 г. вместо НКСО образовывается Министерство социального обеспечения, деятельность которого разворачивается в последующие десятилетия.
Новым этапом в становлении социального о
Социальная работа в современных условиях
ВРоссийской Федерации система социальной работы начала формироваться с 1991 года, когда официально была введена новая профессия «специалист социальной работы». До этого времени фун
Основная проблема состоит в том, что в России сегодня нет эффективной реальной модели социальной защиты.
В настоящее время осуществляется активная подготовка специалистов по социальной работе. Расширение сети вузовской подготовки сопровождается качественными изменениями ее внутренней структуры: оформл
Государственная социальная помощь и поддержка населения в РФ в 1990-е гг.
Социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. Оганизации нового вида деятельности и созданию сети учреждений способствовал экономический кр
Общественная и благотворительная практика социальной поддержки в переходный период
Возрождается меценатство и частная благотворительность.
С 1996 г. в результате принятия Закона о благотворительности наступает новый этап развития данного направления.
РПЦ. Свою д
Теоретические основы социальной работы в XX в
Научно-теоретическое осмысление форм помощи нуждающимся с самого начала как бы «группировалось» по разным уровням практики социальной работы, в частности,
1) на уровне индивида,
В историческом плане к наиболее известным школам в теории социальной работы относятся
· диагностическая
· функциональная.
Диагностическая школа непосредственно связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918 г. осуществляется подготовка социальных работни
Американская модель социальной работы
Теоретические основания:
- большинство современных форм социальной работы в США имеет в основном религиозное начало.
Одним из первых деятелей в области социальной работы для бе
Социальная работа в американской системе здравоохранении
В 1905 г. водной из бостонских больниц доктор Р.К. Кэбот в целях развития профилактической медицины ввел социальное медицинское облуживание. Обслуживание такого рода предоставлялось только амбула
Европейские модели социальной работы
Социальное государство предусматривает обязанность государства заботиться о благосостоянии своих граждан.
Формирование социальной работы и социальной защиты в Германии Началось еще со вре
Предпосылки формирования социальной защиты на Западе
XVIII век для многих западных стран ознаменовался сильным влиянием идей просвещения, исходивших из Франции. Эти идеи коснулись и призрения бедных. В законодательстве разных стран появляется указа
Понятие социальной защиты
Одни авторы рассматривают социальную защиту как деятельность государства по обеспечению развития личности, а также поддержку малообеспеченных групп населения. Другие — как систему
Общие принципы социальной защиты
Все страны Западной Европы используют социальное страхование на случай социального риска и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности.
Системы социал
Подготовка социальных работников за рубежом
В Стокгольме (Швеция) в 1921 г. создается социально-политический институт, в котором начинается подготовка по двум направлениям - финансовому и социальному, но число специалистов
Новости и инфо для студентов