Реферат Курсовая Конспект
ANTANAS MACEINA - раздел История, Историко-философский ежегодник (1908—1987) Антанас Мацейна Родился...
|
(1908—1987)
Антанас Мацейна родился 27 января 1908 г. в д. Багренай, в бывшей волости Алунта, округа Мариямполе. Окончив гимназию в 1924 г., поступил в духовную семинарию г. Вилкавишкис. Но, проучившись до 1928 г А. Мацейна семинарию покидает и начинает учебу в Каунасском университете. Там он изучает литовскую и немецкую литературу. В 1929 г. опять возвращается в духовную семинарию, но только на год, после чего продолжает университетскую учебу. Трудно понять причины столь длительных исканий, тем более переопределений не только места и формы учебы, но и своей дальнейшей судьбы. Видимо то, что А. Мацейна, по его же словам, ставил приоритет вопросу — а не ответу, исканию — а не догме, и было главной причиной. А религия и религиозная вера и в будущем были основными темами его философских исканий. Под влиянием профессора Ст. Шалкаускиса А. Мацейна переходит от литературы к педагогике, вернее, к философской педагогике, так как его учитель проф. Ст. Шалкаускис считал, что педагогика опирается на философию и заканчивается философией. Таким образом, свое внимание в последние студенческие годы А. Мацейна направил на христианскую этику, психологию и основы самовоспитания.
После окончания университета, получив степень лиценциата, он уезжает за границу для углубления знаний и для подготовки к педагогической деятельности в университете. А. Мацейна учился в университетах Лувена, Фрейбурга (Швейцария), Страсбурга (Франция), Брюсселя (Бельгия). Вскоре после возвращения в Литву он защищает диссертацию под руководством проф. Шалкаускиса на тему «Национальное воспитание», которая в 1934 г. вышла отдельной книжкой. Хотя в дальнейших работах А. Мацейна стал отходить от философской педагогики, как, впрочем, и от взглядов своего учителя Ст. Шалкаускиса, и углубился непосредственно в философию и теологию, но проблемы воспитания, этики и психологии оказались важными и в будущем. В 1940 г. вышла его уникальная книга «Падение буржуазии», которая, как и «Введение в философию культуры», показала новую область исследований философа — культурологию. В 1942 г. А. Мацейна получил звание профессора. В связи с приближением линии фронта к Литве А. Мацейна переезжает в Вюрцбург. В 1956—1959 гг. он преподавал в Фрейбурге. а в 1959—1970 гг. в университетах Мюнстера. Основным объектом его исследований был марксизм. Несмотря на то что А. Мацейна не любил исследовательской работы и даже сам себя называл не ученым, а творцом философии, его знание марксизма и способность к разъяснению были настолько хорошими, что некоторые его слушатели посчитали его за сторонника марксизма. В послевоенные годы А. Мацейна уходит от проблем психологии, педагогики и философии культуры, углубляясь в поиски внутренних связей человека и Бога. Эти отношения рассматриваются им в двух трилогиях. В первой из них раскрывается негативное отношение человека к Богу — человек направлен против Бога или отвернулся от него. Героями тут выступают Инквизитор, Иов и Антихрист. Во второй трилогии показывается положительное отношение к Богу, и его представляют Христос, Св. Мария и Св. Франциск Ассизский. Все последующие работы философа были тоже направлены на поиск истоков веры, на проблемы
[276]
секуляризации мира, эволюции, религии и др. Это книги: «Костел и мир», «Христианин в мире», первая часть «Философии религии». По словам самого А. Мацейна, на формирование его идей обоснования экзистенции Бога большое влияние имели взгляды Н. Бердяева, Вл. Соловьева и Ф. Достоевского. В 1978 г. на основании курса лекций вышла книга «Происхождение и смысл философии», один из самых фундаментальных его трудов. В нем изложены не только теологические, но и философские взгляды мыслителя, его критическое рассмотрение многих философских теорий. Уже после смерти А. Мацейны были напечатаны книги: «Личность и история», «Бог и свобода», «Ога et labora». Очень трудно определить и приписать к какому-либо направлению взгляды А. Мацейна. Одни его считают близким экзистенциализму и спиритуализму, другие — персонализму или христианскому модернизму. И действительно, в трудах А. Мацейна можно увидеть идеи разных направлений, тем более что генезис мыслителя был действительно неоднозначным. Но если рассмотреть значение философа для культуры его родины — Литвы, то для нее А. Мацейна всегда останется одним из крупнейших теологов (основатель христианского экзистенциализма), философов литовского зарубежья, а также педагогом и поэтом.
КРАТКИЙ СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ А. МАЦЕЙНА
1. Maceina A. Prof. St. Salkauskio pedagogika // Lietuvos mokykla. N 5.
2. Maceina A. Didysis Inkvizitorius. Weiheim-Teck, 1946,
3. Maceina A. Jobo drama. Schveinfurt, 1950.
4. Maceina A. Nieksybes paslaptis. Brooklyn, 1964.
5. Maceina A. Saules giesme. Brooklyn, 1952.
6. Maceina A. Didzioji padejeja. Putnam, 1958.
7. Maceina A. Dievo avinelis. Putnam, 1966.
8. Maceina A. Sowjetische Ethik und Christentum. Witten, 1969.
9. Maceina A. Baznycia ir pasaulis. Chicago, 1970.
10. Maceina A. Didieji dabartiee klausimai. Chicago, 1971.
11. Maceina A. Krikscionis pasulyje. Boston, 1974
12. Maceina A. Religijos filosofija. Putnam, 1976.
13. Maceina A. Filosofijos kilme ir prasme. Roma, 1978.
14. Maceina A. Asmuo ir istorija. Chicago, 1981.
15. Maceina A. Dieva« ir taisve. Chicago, 1985.
16. Maceina A. Issilaisvinimo teologija. Toronto, 1986.
17. Maceina A. Ora et labora. Salei Umbra, 1987.
18. Мацейна А. Великий инквизитор (противоположности в мировой истории) // Наука и религия. 1990. № 11, 12.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
М Наука... С... курсив мой В Ю ANTANAS MACEINA Антанас Мацейна родился января...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ANTANAS MACEINA
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов