История Русской православной церкви (РПЦ).

РПЦ – пятая церковь в диптихе православных церквей.

В середине 9 века набирает силу княжество Великая Моравия (совр. территории Чехии и Венгрии). Правитель – князь Ростислав принял христианство и крестил свой народ. Но данная территория относилась к Риму. Священниками были немцы, которых он пустил к себе, приняв христианство. Их язык был не понятен, но Ростислав, зная, что на Балканах много славян, посылает послов в Византию с просьбой прислать знающих моравский язык, чтобы перевести священное писание. В 863 году патриарх Дотий отправляет ему двух братьев Константина (Кирилла) и Мефодия. И приехав в Моравию, они создают славянскую письменность – глаголицу, и переводят Библию. Хотя сами они были греками, но славянскую речь слышали с детства. Кирилл и Мефодий были рукоположены в моравские епископы.

В 9 веке кто-то из их учеников создал кириллицу, которая быстро получает распространение, и становится основной славянской письменностью.

В середине 9 века, возможно как раз тогда, когда создавалась глаголица – начал править Рюрик. Потом Олег захватывает Киев и появляется Киевская Русь. После Олега правит Игорь, и после его смерти – его жена Ольга. Ольга в 946 году посетила Константинополь и там была крещена. Таким образом, она первая приняла христианство. Она не навязывала эту религию другим, но в Киеве построила церковь. Языческие традиции ещё долго оставались сильны. И когда пришел к власти внук Ольги Владимир – он получил огромное государство, в котором нужно было навести порядок и удержать его, учитывая специфику этого государства (разнообразные народы и племена). В 980 году пытается сделать единой религию – проводит языческую реформу, рассчитывая этим объединить все племена. Но в итоге понимает, что нужно принимать мировую религию. Он разослал послов ко всем представителям мировых религий, среди которых было выбрано христианство. Константинопольский правитель просил помощи против печенегов в обмен на императрицу, от чего позже отказался, но был захвачен Херсонес, и пришлось сестру отдать Владимиру, а он в ответ принял христианство.

В 988 году он крестил население, особо ни у кого не спрашивая согласия, в том числе и насильно. Идолов повсюду стали свергать, и на место Перуна пришел Христос. Случались восстания язычников. Например, в 1091 году в Ростове – восстание волхвов.

С 990 года церковь становится митрополией в составе Константинопольской. Митрополита назначал тоже Константинополь, из греков. Только в 1051 года впервые во главе церкви стал русский митрополит – Илларион. Стали строить соборы (святой Софии, Десятинная церковь). К началу 13 века в Новгороде было уже более 20 каменных храмов, в Киеве тоже, а деревянных – несчетное количество. Появляются монастыри, самый известный – Киево-Печерская лавра, где были самые строгие монастырские уставы.

К 12 веку церковь разбогатела, стала крупнейшим собственником. И в 13 веке Русь была уже вполне нормальной христианской страной.

В 13 веке было важное событие, связанное с монголо-татарским нашествием. Когда в 1237 году Батый нападает на Русь, прибыл новый митрополит – Иосиф Грек, и тут же бежал обратно. После чего было решено, что с греками нужно окончательно завязывать, и опираться на собственные церковные кадры.

Роль Киева была окончательно нарушена: он потерял авторитет. Русский митрополит начинает переезжать: сначала в Галицко-Волынское княжество, затем во Владимир, где в 1299 году митрополит Максим окончательно утвердил свой престол. Но в 1325 году при Иване Калите – перенесен в Москву, где располагается до сих пор. Иван Калита заложил в Москве Успенский собор в 1326 году, который стал главным собором РПЦ.

После нашествия Русь стала более сильной. К концу 13 века РПЦ окормляла христиан в 4 государствах (Владимиро-Суздальское княжество, Запад Руси, Великий Новгород и Золотую Орду).

К 14 веку Русь поднимается. Церковь становится сильна наравне с государством. Основываются крупнейшие монастыри (Белозерский, Соловецкий, Валаамский). В Новгороде распространяются новые ереси, о которых известно мало:

· Учение стригольников. Суть: отрицание церковной иерархии, монашества, землевладения церкви, исповеди в церкви. Сочинения если и были, до нас не дошли. В 1375 году лидеры стригольников казнены, но отголоски этого учения слышны ещё до 15 века.

· Ересь жидовствующих. Уклонение в иудаизм. Проповедовали, что Христос был человеком, и не воскресал. Ветхий завет важнее Нового. Истинный бог ещё не пришел. Благодаря им распространились магия и астрология. Данная ересь была осуждена 1490 году, и против жидовствующих начались репрессии.

Всё это привело к дискуссиям между двумя направлениями в РПЦ. В 15 веке большое влияние получает нестежатяльство (отказ от богатства). Монах Нил Сорский выразил это в том, что церковь должна отказаться от землевладения, либо заменить работающих крестьян на монахов.

Другое направление высказал игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий – Иосифлянское учение. Полагал, что церковное землевладение – дар церкви, и им нельзя не пользоваться.

Из этих 2 направлений победило второе и было утверждено.

РПЦ являлась 60-той из 80-ти Константинопольских церквей, а на деле была уже крупнейшей. Константинополь был ослаблен турецким нашествием, и даже предпринимал в 30-х годах 15 века войти в унию. РПЦ осудила их общение с Римом и отказалась от общения с Константинополем, после чего избрала митрополита Иону самовольно. Это было в 1450 году, и явилось эпохальным событием.

В 1453 году Константинополь пал. Византийская империя прекратила свое существование. А РПЦ фактически стала независимой. Но для признания автокефалии нужно было одобрение. А поскольку Константинопольский патриархат был ослаблен, обратились к Иерусалимскому, и РПЦ признали автокефальной.

В 1472 году Иван III вступил в брак с Софьей Палеолог, и стал наследником последнего византийского императора Константина XI Палеолога, племянницей которого она являлась. В период правления Ивана III происходит разделение властей между великим князем и церковью.

В 15 веке на Руси появилась идея о «третьем Риме», коим является Москва, а поскольку бог любит троицу – четвертому Риму уже не бывать, то есть следует ожидать второго пришествия.

Период получения автокефалии совпал с освобождением от монголо-татарского ига. Во время правления царя Ивана IV (Грозного) шел подъем. Вследствие историографической ошибки появляется слово Россия, и с захватом Казани закладываются основы Российской Империи.

В 1551 году при Иване IV был созван стоглавый собор, который принял ряд важнейших установлений. Завершилось оформление автокефалии. Начинается работа с обращением в христианство народов России. Появляются первые печатные книги. После смерти Ивана Грозного, при Борисе Годунове, поднимается вопрос о том, чтобы титул главы церкви поднять до патриарха. Для этого в 1583 году приглашают константинопольского патриарха, который даровал им этот чин. Так митрополит Иов в 1589 году стал патриархом, следовательно приравнялся к 4 главнейшим православным церквям.

В 17 веке произошел большой раскол церкви. Православные епископы западных земель начали самостоятельную жизнь, всё дальше отходя от Москвы. В 1596 году на церковном соборе в Бресте православными священниками принято решение об унии с Папой Римским. Но не всем этот вариант пришелся по душе, особенно запорожским казакам. Однако и власть Московского патриархата была им не мила. Они ставили своих епископов и патриархов в Киеве, от Антиохийского патриархата. Потом левобережная Украина вернулась под власть Москвы.

Упорядочение церковной жизни началось при Алексее Михайловиче в середине 17 века. Оно было возложено на избранного в 1652 году патриарха Никона. Он должен был воспитать народ «третьего Рима». Начались никоновские реформы, однако результатом стал раскол церкви.

Главная проблема состояла в личности реформатора. Никон хотел реформ, но не обладал достаточным для этого знанием. Заняв высший церковный пост, он перестал интересоваться мнением людей и стремился лишь усилить власть.

В Москву приехали переводчики из Греции для создания единого текста для всех церквей (до этого все пользовались разными переводами). И греки стали навязывать свою точку зрения. У них было принято креститься 3 перстами (переняли из Византии). А на Руси с 10 века – двумя. Так же были различия в форме креста, поклонам и т.п. Позже выяснилось, что греки переводят текст с печатных книг, написанных в католической Венеции. Церковными массами это было воспринято, как стремление перенять католичество, и вызвало только возмущение и отказ.

В 1666 году состоялся собор, на котором под давлением Никона и Алексея Михайловича всех противников реформ предали анафеме. Но противники продолжили борьбу в жестоких формах. Еретиков морили голодом, казнили, сжигали и т.п.

Протопоп Аввакум (1620-1682) был членом кружка ревнителей благочестия, и отказался от реформы Никона, за что был отправлен в ссылку.

Ожесточенно сопротивлялись реформе и монахи Соловецкого монастыря.

А Никон уже вовсю ощутил власть, и где-то даже замещал царя. Он вел себя дико и боролся со всем западным. Он оскорблял людей, нарушал неприкосновенность жилища знати и т.п. А затем царь перестал ходить на службы Никона. В 1658 году Никон уехал в Воскресенский монастырь, и случилось противостояние между ним и царем.

В 1666 году на соборе Иерусалимский и Антиохийский патриархи осудили Никона и лишили его сана патриарха. На этом реформы закончились, но произошел раскол на никониан и старообрядцев. К 17 веку старообрядцев было около 1/3. Никониане во главе церкви вместе с царем боролись со старообрядцами. В 60-80-е годы 18 века с ними обращались жестоко, но потом перестали преследовать. Старообрядчество легализовали. Было создано старообрядческое управление. Им было дано право исповедовать свою веру, но при ряде условий: они должны зарегистрироваться, платить подать в двойном размере, они не могут становиться дворянами и занимать государственные должности. Большинство старообрядцев в итоге перешли к никонианам. В 1971 году на поместном соборе было принято решение о примирении со старообрядцами, и признано, что они не еретики, а такие же православные. Однако старообрядцев это не устраивает: они до сих пор требуют признать реформы Никона недействительными. Поэтому диалога так и не сложилось.