Особенности философских взглядов Туровского, Скорины, Солоневича

Кирилл Туровский был авторитетной фигурой в Русской Церкви (уже современники называли его "вторым Златоустом"). В сочинениях Кирилла получают развитие темы, традиционные для русской религиозной мысли начиная с митрополита Илариона и Феодосия Печерского. Он допускал аллегорическое истолкование Священного Писания и пользовался этим приемом достаточно широко. Человек для Кирилла Туровского - центральная фигура мироздания, "венец творения". Он наделен свободой воли и сам должен придти к "правде", возвещенной Христом. Опираясь на традицию патристики, Кирилл Туровский развивал учение о "стройном разуме" как возможном для человека духовно-нравственном состоянии, когда достигается гармония между верой и разумом.

Скорина являлся выразителем интересов передовой части белорусских горожан, главным образом купцов и ремесленников. В синтетическом по своему характеру мировоззрении Скорины доминирующим является этический момент. Ф. Скорина попытался пересмотреть ортодоксально-христианское толкование проблемы человеческого существования, согласно которой земная жизнь человека не представляет самодовлеющего значения. Человека Скорина рассматривает главным образом в трех измерениях: как существо разумное, нравственное и общественное. В основе его концепции лежит мысль о необходимости и возможности совершенствования человеческой природы, о том, что от этого совершенствования зависит совершенство самого общества. Скорина ставит перед человеком задачу самопознания, постижения своего внутреннего мира. Основное наследие Солоневича в области русской историософии заключено в его фундаментальном произведении «Народная монархия». Сам Солоневич был противником того, чтобы его рассматривали как философа. Известно его отрицательное отношение к подобному роду деятельности. Вся работа Солоневича направлена на развенчание множества философских мифов, касающихся русской историографии и историософии. Иван Солоневич не скрывал своего негативного отношения к философии вообще.