Проблема единства мира в философии

Общество существует как взаимодействие людей, его образующих, с природой и друг с другом, как взаимодействие материальных и духовных видов их деятельности. Необходимы взгляды, рассматривающие все перечисленные факторы в целостности, взаимосвязи. Поэтому на всех этапах развития философии в той или иной форме возникает и решается проблема единства мира.

Первые философские системы, возникающие в рабовладельческом обществе, основаны на эмпирическом постижении окружающей действительности. В них впервые выдвигаются доказательства единства мира. Миp един, так как состоит из взаимопpевpащающихся друг в дpуга материальных элементов: воды, воздуха, огня, земли, дерева и металла, а эти взаимопpевpащения можно непосредственно наблюдать.

Развитие производящей экономики, более глубокое проникновение в строение пpиpоды, а также другие причины приводят к качественному развитию изложенной материалистической концепции. Выдвигается идея о строении всего существующего из мельчайших частиц, находящихся во взаимодействии. В европейской философии эти идеи содержатся в атомистической теории.

Открытие количественных законов космических и земных тел приводит к созданию теоретических представлений о едином мире, основу которого составляют гармоническая система чисел и их отношений.

В религиозных концепциях средневековья единство мира выражалось в том, что он был создан одним существом - богом.

Развитие капиталистического способа производства, происходящее в эпоху Возрождения и в Новое Время, стимулирует развитие науки и прежде всего естествознания. Именно в этот период создается картина единства мира на основе принципов механики.

XIX в. знаменуется открытием фундаментальных физических, химических, биологических, социальных законов материи. Это порождает диалектико-матеpиалистическую трактовку единства мира.

Однако до недавнего времени еще не были открыты естественно-научные законы развития неживой пpиpоды, что не позволяло определить принципы перехода от неживой материи к живой. С созданием синергетики и других взаимосвязанных дисциплин эти вопросы начинают решаться, а это, несомненно, приведет к развитию диалектико-матеpиалистического видения мира.