Материалистическое и религиозное объяснение исторического процесса

Марксизм и ленинизм – совокупность философских, экономических, и социально-политических идей, основанных на признании первичности материального начала и преобразовании природы и общества в целях удовлетворения материальных запросов человека. Содержанием марксизма выступает материалистическая философия, политическая экономия, научный коммунизм, предпосылками которых были: немецкая философская школа, английская экономия и учения французских социальных утопистов. Источниками марксистско-ленинской философии стали учения Гегеля, особенно его метод «диалектика», основанный на принципе противоречивости всех явлений и процессов мира как главного источника их развития. Общая философская теория была заимствована у Л. Феербаха, при этом система Гегеля и методология Феербаха были отброшены марксизмом. Проблему субстанции марксизм решает в пользу материального начала, признавая, что основой мира является не Бог, не внешняя по отношению к миру сила, а сам мир, который развивается на основании внутренней борьбы противоречивых сторон, которые существуют как в мире целом, так и в каждом проявлении его. Однако марксизм не смог решить проблему возникновения мира; признав противоречие как источник развития мира и перенеся это учение на общество марксизма ленинизма и воплотив его на практике породил бесконечную цепь конфликтов. Каждая система обладает внутренней устойчивостью, которая стремится сохранить на максимальную протяженность времени, сохраняя этим свою сущность и качество. Это возможно лишь в условиях внутренней гармонии и согласованных взаимодействий элементов системы. Марксизм-ленинизм пытается устранить логику развития природы и общества на основе 3-х знаков диалектики Гегеля. Прежде всего: 1.закон борьбы противоположностей, указывающий на источник развития мира в виде борьбы; 2.закон перехода количественного в качественное изменение, объясняющий технологию эволюции; 3.отрицание отрицания, закон указывающий направление развития. Кроме закона марксизм развивает учение о философских категориях, понятиях как формах рационального познания, добиваясь значительных успехов в этой области. Учение марксизма несет в себе отпечаток чрезвычайной догматизированности диктата и идеологичности, занимающих жесткие параметры развития философии в интересах правящей коммунистической партии, поэтому наиболее развитыми в научном отношении стали: история философии, логика и теория познания. С другой стороны, целый ряд учений марксизма-ленинизма оказался несостоявшимся. Марксизм-ленинизм считает материальное производство источником и основой развития общества, где производительные силы, производительные отношения, якобы создают материальную основу, базис общества, на котором вырастает дух формы общественного сознания, ближе всего к базису политика, которая называется: «концентрированное выражение экономики», затем идет право (воля господствующего класса возведенного в закон), затем мораль, искусство, наука, философия, религия; последнее является ложной формой сознания, а церковь формой оппозиции марксизму, поэтому церковь объявляется отдельным государством, а школы – от церкви. Концепция классовой борьбы игнорировала подлинные интересы непосредственных производителей материальных ценностей, фактически реконструируя различные формы раскрепощения легального рабства. С другой, стороны часть населения, связанная с распределением, управлением результатов труда, получала неограниченные возможности для удовлетворения потребностей. Особое место в марксизме занимает учение о социальной революции, как способа перехода от одного общества к другому в форме насилия, уничтожении традиций, элементов культуры и их носителей, сам процесс эволюции общества выглядел как смена исторических типов, в основе которых лежал способ производства материальных благ, таким образом социальный процесс представлялся однонаправленным, когда все народы планеты должны были повторить все стадии экономического развития. Подлинная история человечества проявлялась в не формационном поле, а в цивилизационном контексте, где сердцевиной являлась религия, вера, культура; этим объяснялся факт принципиального различия между современными цивилизациями, нациями и народами.