Проблема истины в познании. Критерии истины

Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Истина является конечной целью всей познавательной деятельности человека. Теории истины:

· классическая, в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности;

· прагматическая, полагающая, что свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (У. Джеймс);

· конвенциональная, рассматривающая истину как результат условного соглашения (А. Пуанкаре, Т.Кун);

· когерентная, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость (И. Кант, Г. Гегель).

Наиболее широко распространенной и авторитетной среди них остается восходящая к Аристотелю классическая теория, в которой истина истолковывается как соответствие знания вещам.

При познании сложных явлений человек не может сразу получить окончательную истину. В его знании истинные элементы переплетены с заблуждениями. Это обозначается понятием "относительная истина", которая представляет собой ограниченно верное знание о чем-либо. А "абсолютная истина" — это такое знание, которое точно отражает реальность. Т. о., развитие человеческого познания есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно отражающими изучаемую реальность. Абсолютная истина — это бесконечно удаленная цель, к которой стремится человеческое познание в своем историческом развитии.

Движение к истине как цели познания можно также понять как движение к объективному знанию. В знании можно выделить две стороны. Одна из них зависит от человека, от особенностей его органов восприятия, мышления, языка, используемых им средств наблюдения и эксперимента. Другая сторона зависит от объективной реальности, от самих объектов, которые познает человек. В поисках истины человек от субъективного взгляда на реальность переходит к объективным представлениям о ней. Основным критерием истины в познании выступает практика, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей. Этот критерий обладает по меньшей мере двумя достоинствами: 1) апеллируя к материальному началу, он выводит нас за пределы чисто идеальной познавательной деятельности, т.е. обладает свойством объективности; 2) позволяет обосновать предельную для человечества общность суждений, ибо включает весь его исторический опыт. Однако и этот критерий не может быть абсолютным, так как человечество накопило хотя и большой, но все же ограниченный практический опыт, и его может просто не хватить для подтверждения или опровержения какой-либо гипотезы. Кроме того, существует и такой класс суждений, который в принципе невозможно окончательно подтвердить или опровергнуть практическим опытом. Так, в принципе нельзя сделать окончательного логического вывода относительно вмешательства внеземных цивилизаций в земные дела. В таких случаях в философии принято применять принцип, известный под названием «бритвы Оккама»: «не следует умножать сущности без необходимости». Смысл его в том, что из всех возможных объяснений случившегося наиболее вероятно самое простое. В качестве дополнительных критериев истинности служат:

• согласованность или формально-логическая непротиворечивость знания, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания теории;

• простота — хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных принципов;

• внутреннее изящество, гармоничность, красота и даже остроумие предлагаемых гипотез и др.