Феномен культуры

Культура – всё то, что создано человеком (обществом). Выделяют 2 уровня: материальный, духовный. Понятие "культура" родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию "натура", то есть природа. Философия относится к системе духовной культуры т.к. её задачей выступает систематизация, анализ общественной жизни. Понимание глубинных смыслов бытия природы и общества. В том числе нравственных, общественных, технических и иных тенденций. Материальная культура возникает в процессе освоения человеком предметного мира и включает совокупность материальных ценностей. Созданные людьми предметы материальной культуры, с одной стороны, удовлетворяют их практические потребности, а с другой – выступают средствами закрепления, хранения и передачи социально значимой информации. Духовная культура – это процессы, состояния и результаты творческой деятельности человека, объективированные в духовных ценностях. Сохраняясь, совершенствуясь и свободно перемещаясь в социальном пространстве и историческом времени, ценности духовной культуры программируют, регулируют и стимулируют систему социальной жизнедеятельности, позволяют человеку строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире. Системный взгляд на культуру позволяет видеть в ней сложное взаимодействие материальной и духовной составляющих.

В эпоху Возрождения культура определялась как признак личного совершенства. В этот период возникает тенденция отождествления культуры с различными областями духовной деятельности: зарождающейся наукой, моралью, искусством, философией, религией. Культура рассматривалась как совокупность образцов поведения, как продолжение античной традиции духовной деятельности. Философы Просвещения. Важнейший аспект культуры в их понимании — стремление воздвигнуть здание Разума. Кант различал культуру умения и культуру дисциплины. Шпенглер рассматривал культуры народов как замкнутые, самодостаточные, неповторимые организмы, проходящие в своем развитии стадии возникновения, расцвета, надлома, а затем упадка и гибели. Идея множественности культур выводится Шпенглером из факта своеобразной прерывности исторического процесса.