Античная философия (особенности, основные направления и идеи)

Античная философия зародилась в конце VII - начале VI в. до н. э. и просуществовала до V в. н. э. С VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос - (вселенная) мир, мыслимый, как упорядоченное единство. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот. Космос - порядок, понятие предложено Пифагором. В античной философии три этапа: досократовский, классический, эллинистическо-римский. Школы: 1.Милетская школа (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен) – натурфилософы. Фалес произвел переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции - усмотрев начало всего во влаге, т.е. попытался впервые найти физическое начало без посредства мифов. Все происходит из воды и в воду же обращается. Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира. 2. Пифагор и его школа. Был тоже озабочен проблемой: «Из чего всё?», но решал её иначе, чем милетцы. «Всё есть число» - вот его исходная позиция. Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал - всё происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других, животворяя их телесность. 3. Элейская школа (Парменид, Зенон и Мелисс) Они разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии. Учение школы было основано на двух принципах: бытие едино, а изменения иллюзорны. Ксенофан подверг критике современный ему политеизм, провозгласив в своем дидактическом эпосе, что Бог - это вечное единство, пронизывающее Вселенную и управляющее ею силой своей мысли. Парменид - первый греческий философ, противопоставивший мышление мнению. Он утверждал, что истинно лишь одно неизменное бытие, в то время как множественность и изменение - лишь иллюзия. Истина пребывает в мысли, ощущения же ведут к ошибке. Бытие и небытие образуют фундаментальную оппозицию, они внутренне противоречивы, а поскольку небытие не существует, бытие едино и возникновение невозможно. Элеаты первыми сформулировали метафизическую проблему бытия и становления, а через софистов и атомистов их влияние продолжалось вплоть до Платона и Аристотеля.