ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИВНОГО РИСУНКА ПР

ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИВНОГО РИСУНКА (ПР)

В качестве оценки развития личности рисунки используются успешно уже с 1920-х годов. Считается, что первую стандартную рисуночную методику в конце 20-х годов создала Ф. Гуденаф (тест «Нарисуй человека») и использовала ее для исследования познавательных способностей. Позднее Карей Маховер усовершенствовала этот тест для оценки особенностей личности (1949). По ее теории, фигура человека — это субъект, а рисунок — от­ражение этого субъекта на бумаге. Большое значение здесь придается отдельным деталям рисунка. Причем есть мнение, что по -отклонениям» в фигуре на рисунке можно определить реальные соматические проблемы у его автора.

Некоторые полагают, что проективный рисунок кок поправ­ление берет истоки в исследованиях 3. Фрейда. Фрейд считал, что. поняв свои эмоции, вызываемые произведением искусства, можно понять и эмоции автора, под влиянием которых он его создал (созвучно с - эмпатией»). Очерк Фрейда от 1914 года и постскриптум к нему (1927) стали основой для демонстрации аналитического подхода к анализу произведения искусства. Ра­боты Фрейда оказали большое влияние на К. Юнга и А. Адлера и их дальнейшие исследования в области изучения рисунков. В основе современных теорий по арт-терапии лежат идеи именно К. Юнга о значимости символов и их целебной силе. Юнг считал, что через изображение символов, вовлеченных в - процесс индивидуации», проявляется бессознательное. Однако, как справедливо отмечает Г. Ферс, Юнг - не предложил никаких средств для анализа бессознательного содержания рисунков.

Впервые попытку интерпретировать рисунок предприняла его ученица Йоланда Якоби . а другая его ученица Сьюзен Бах продемонстрировала не только возможность расшифровывать бессознательное в рисунках, но и показала, что бессознательное способно проецировать про­исходящие в теле процессы.

Немецкая школа проективной психологи* ярко представлена работами Е. Ватегга и А. Феттера. Здесь проекция понимает­ся как -субъективное окрашивание восприятия и осмысления окружающего мира, возникающее под влиянием внутренних переживаний, чувств и установок человека» .

На сегодняшний день разработано большое количество различных проективных методик и рисуночных тестов. Наиболее известные из них — в основном диагностического характера.

1. Рисунок человека» (РЧ) — авторы Г. Гудинаф и Д. Б. Хар-рис( 1928-1949) усовершенствован Карен Макховер (1949). Этот же тест для детей (1953) используется для оценки личности.

2. «Дом—Дерево—Человек» (ДДЧ) — автор Джон Н. Бак' (1948-1966) — предложен для получения общей и специальной информации о человеке: чувствительность степень зрелости, целостность, работоспособность, степень адаптации, взаимо­действие с окружающим миром. Тест долго совершенствовался автором.

3. Тест «Дерево— автор Карл Кох (1949) — психоло­гический анализ, основанный на сопоставлении и комбини­ровании признаков рисунков. Этот тест взяли за основу Рене Стор (1978) — для выявления эстетических, интеллектуальных и этнических особенностей; Е. С. Романова и О. Ф. Потемкина (1991) — для определения индивидуальной типологии клиента; рисунок дерева (Карен Боландер, 1977) — для оценки личности человека через анализ отдельных компонентов рисунка.

4. «Рисунок семьи»— автор В. Вульф — выбирают для диагностики внутрисемейных отношений. Его модификации: В.Хьюлс(1951).Л. Корман (1962), ЕЛ. Соколова (1980), А. И.За­харов (1982), Г. Т. Хоментаускас (1985) и др.

5. «Кинетический рисунок семьи(КРС)3 — авторы Ро­берт К. Берне. С. Харвард Кауфман (1972 и 1982) — использу­ется для определения взаимоотношений в семье и выявления их первичных нарушений.

6. «Кинетический рисунок семьи в прошлом»(КРСП) — автор Г. Ферс (1981) — рисунок самого себя в возрасте пяти лет среди членов семьи (без схематического изображения). Все фигуры на рисунке заняты делом. Картина искусственно «смещена» в прошлое, что позволяет дать объективную оценку положения клиента в семье и вскрыть истоки ситуации.

7. «Семья в образах»— авторы Т. Зинкевич-Евстигнеева и Д. Кудзилов (2004). Тест предназначен для создания ассо­циативного образа семьи и выявления глубинных переживаний автора по отношению к ее членам. «Семья в образах живот­ных»— авторы Т. Зинкевич-Евстигнеева и Д. Кудзилов (2004). Рисунок на выявление конфликтного образа семьи.

в. «Рисунок человека на основе геометрических фи­гур»— авторы А. В. Либин (1989), Е. С. Романова (1991) и пр. — создан для выявления индивидуально-типологического развития.

9. «Рисунок несуществующего животного»(РНЖ) — ав­торы М. 3. Дукаревич, Е. С. Романова. Используется для иссле­дования психологического состояния личности, в том числе в клинической психологии.

10. «Человечек под дождем»— авторы Е. С. Романова и Т Сытько. Ориентирован на оценку поведения в стрессовой ситуации и на выявление внутреннего ресурса; методика взята за основу для теста - Дождь в сказочной стране» (Т. Зинкевич-Евстигнеева и Д. Кудзилов, 2004).

11. «Пиктограмма»(А. Р. Лурия, 1932) — методика изучения особенностей опосредованного запоминания. Детальное разви­тие этот тест получил у Г. В. Биренбаум (1934), С. Я. Рубинштейн (1970), С. В. Логиновой (1971), Б. Г Херсонского (1979) и др.

12. Последовательное наложение юсьми модифици­рованных рисунков»— автор Леопольд Калигор — предназна­чено для психосексуальной идентификации клиента.

13. «Волны и Звезды»(ВЗ) — автор Урсула Аве-Лаллемант (2002). Тест создан для психодиагностики особенностей личности и интеллектуального развития взрослых и детей, начиная с 3 лет.

14. «Карта сказочной страны»— авторы Т. Зинкевич-Евстигнеева и Д. Кудзилов (2004) — методика исследования индивидуального образа цели.

 

ЧТО ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ В РИСУНКЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И НЕПОВТОРИМОСТЬ РИСУНКА

Важно помнить, что каждый рисунок уникален. Он — отра­жение своего автора и его внутреннего мира. По мнению автора методики «Дом—Дерево—Человек» Дж. Бака, «каждый рисунок —…  

ДЕТАЛИ И ЦЕЛОЕ

Однако очень важно, учитывая детали, не зацикливаться только на отдельных объектах, а постараться увидеть весь ри­сунок в целом. Гештальт — это…   ФОРМАТ РИСУНКА И МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ПРИ ЕГО «СОЗДАНИИ»

ЧТО ЕЩЕ ВАЖНО

Также Г. Ферс считает, что важно учитывать приоритетность опорных элементов» рисунка. К ним автор относит цвет, очер­тания, направление движения,…

ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК

 

Рисование - творческий акт, позволяющий клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство (по сравнению с другими видами деятельности) заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.

По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Будучи напрямую связанным с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Рисуя, клиент дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем, переживаний клиентов.

Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания клиента, концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно в детском возрасте при коррекции страхов методом рисуночной терапии.

Проективное рисование рассматривается некоторыми авторами как вспомогательный метод в групповой работе. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и т.д. Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.

Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем.

Обсуждение членами группы авторского рисунка начинается с рассказа членов группы о том, что хотел изобразить автор рисунка, как они понимают его замысел, что он хотел выразить, какие чувства вызывает рисунок.

Затем автор рисунка говорит о собственном замысле и о своем понимании рисунка. Особый интерес представляют расхождения в понимании и интерпретации членов группы и рисовавших, которые могут быть обусловлены наличием в рисунке как неосознаваемых автором элементов, так и проекций проблем других клиентов.

Существует дваспособаработы с готовыми рисунками:

1. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания.

2. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психологическом содержании).

Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса.

Приинтерпретациипроективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного клиента специфические особенности.

В проективном рисунке находят отражение непосредственное восприятие клиентом той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и невербализуемые.

Так, клиент, который говорит, что он удовлетворен своим положением в обществе и своими профессиональными успехами, выполняя рисунок на тему «какой я есть», рисует яркие и крупные фигуры сослуживцев, помещение, себя же помещает в самом углу листа, рисует черным цветом, и фигурка выполнена гораздо меньше и небрежнее, чем остальные. Фигуры сослуживцев он прорисовывает тщательно, крупно, себя же рисует небрежно, штрихами. При обсуждении оказывается, что рисунок гораздо более точно отражал ситуацию, чем высказывания клиента, и главное - отражал истинные переживания клиента в связи со своим положением в профессиональном сообществе.

При совместном рисовании обсуждение выражает участие каждого в групповой работе, характер вклада в общую деятельность, особенности взаимоотношения в группе в процессе совместной работы.

Использование проективного рисунка в коррекционной работе с детьми

Особенно эффективно применение рисуночной терапии в детском возрасте. Организуя рисуночные занятия, психолог реализует следующие функции:

· эмпатическое принятие ребенка;

· создание психологической атмосферы и психологической безопасности;

· эмоциональная поддержка ребенка;

· постановление креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком;

· тематическое структурирование задачи;

· помощь в поиске формы выражения темы;

· отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.

Функции психолога могут быть реализованы в директивной инедирективной форме.

Директивнаяформапредполагает прямую постановку задачи перед ребенком в виде темы рисования; руководство поиском лучшей формы выражения темы и интерпретации значения детского рисунка.

При недирективнойформеребенку предоставляется свобода как в выборе темы, так и в выборе экспрессивной формы. В то же время психолог оказывает ребенку эмоциональную поддержку, а в случае необходимости - техническую помощь в придании максимальной выразительности продукту творчества ребенка.

Специалисты выделяют 5 типов заданий, используемых в рисуночной практике:

1. Предметно-тематические.

2. Образно-символические.

3. Упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции.

4. Игры и упражнения с изобразительным материалом.

5. Задания на совместную деятельность.

Предметно-тематическиезадания- это рисование на заданную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Примером таких заданий могут быть рисунки на тему: «Моя семья», «Я в школе», «Я дома», «Я какой я сейчас», «Я в будущем», «Мое любимое занятие», «Что я люблю», «Мой самый хороший поступок», «Мой мир» и т.д.

Образно-символическиезаданияпредставляют собой изображение ребенком абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов, таких как добро, зло, счастье; изображение эмоциональных состояний и чувств: радость, гнев, удивление и т.д.

Этот тип задания требует более высокой символизации, чем предшествующий, так как изображаемое понятие не обладает внешней физической оболочкой, в основу символизации не может быть положен какой-нибудь внешний признак изображаемого явления. Это заставляет детей при выполнении задания обращаться к анализу нравственного содержания событий и явлений, которые становятся предметом изображения при выполнении задания, и, значит, переосмысливать значение этих событий.

Упражнениянаразвитиеобразноговосприятия,воображения,символическойфункции.Эти задания направлены на структурирование неоформленного множества стимульных раздражителей. В этих заданиях детям предлагается, опираясь на стимульный ряд, воссоздать, воспроизвести целостный объект и предать ему осмысленность (рисование по точкам, «волшебные» пятна, «веселые кляксы» и т.д.). В основе подобных упражнений лежит известный принцип проекции, используемый в методике Роршаха.

4. Художественные образы, обладающие эстетической ценностью, опредмечивающие аффект в форме, понятной зрителю без дополнительных разъяснений автора.

Наиболее благоприятным для решения коррекционных задач является четвертый тип изображения - художественные образы, позволяющие в полной мере реализовать все преимущества искусства и творчества.

Детский рисунок рассматривается в первую очередь как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. В этой связи очень важно отделять в детском рисунке те его особенности, которые отражают уровень умственного развития ребенка и степень овладения им техникой рисования, с одной стороны, и особенности рисунка, отражающие личностные характеристики, - с другой.

Так, каракули, бесформенные штрихи и линии, являясь более начальной стадией детского рисования, характерной для раннего возраста, могут быть расценены, с одной сторон, как признаки задержки умственного развития, с другой - как индикаторы переживаемого ребенком чувства одиночества и беззащитности, свидетельства негативизма ребенка по отношению к окружающему миру или проявление гиперактивности.

Для правильной интерпретации значения рисунков детей необходимо учитывать следующие условия:

· Уровень развития изобразительной деятельности ребенка, для чего необходимо просмотреть рисунки, выполненные ребенком ранее (дома, в детском саду, школе и т.д.).

· Особенности самого процесса рисования (выбор темы сохранение ее на протяжении процесса рисования или ее трансформация; последовательность выполнения отдельных частей рисунка; спонтанные речевые высказывания; характер эмоциональных реакций; наличие пауз в процессе рисования и т.д.). · Динамику изменения рисунков на одну и ту же тему либо рисунков близкого содержания на протяжении одного коррекционного занятия или в ходе коррекционного процесса. Даже стереотипное воспроизведение ребенком одного и того же рисунка на протяжении одного или нескольких занятий становится активной ориентировкой и исследованием конфликтной аффектогенной ситуации, т.е. представляет значительный шаг вперед.

В рисунке ребенка могут преобладать различные типы изображения, отражающие не только возрастную динамику изобразительной деятельности, но и индивидуальные особенности личностного переживания ребенком своих отношений с миром на момент создания рисунка. Имеет значение также анализ активности ребенка и способов использования художественных материалов.

Е. Крамер выделяет пять способов использования ребенком художественного материала:

1. Манипуляции с целью исследования физических свойств материала.

2. Деструктивное поведение, потери ребенком контроле за своими действиями (рвет бумагу, ломает карандаши, разбрызгивает краску и т.д.).

3. Стереотипное воспроизведение одних и тех же рисунков и действий.

4. Рисование графических пиктограмм.

5. Создание художественных образов, в полной мере реализующих потребность ребенка в самовыражении и коммуникации с окружающими людьми.

Последовательность использования перечисленных художественных материалов отражает последовательность позитивного развития коррекционной работы в случае ее успешности. При организации занятий необходимо иметь в виду, что каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к различным видам деятельности. Подбирая изобразительные материалы к каждому занятию, можно в какой-то мере управлять активностью ребенка.

Например, при организации рисуночной терапии с гиперактивными и расторможенными детьми не рекомендуется использовать такие материалы, как краски, пластилин, глина, т.е. материалы, стимулирующие неструктурированную, ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание), которая легко может перейти в агрессивное поведение.

Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные материалы, требующие организации, структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации, контроля за выполнением действия. Вместе с тем необходимо учитывать, что карандаши у гиперактивных детей будут ломаться от слишком сильного нажима, бумага будет рваться и т.д. Поэтому для таких детей необходимо предусмотреть специальные упражнения, позволяющие снять излишнюю напряженность и осуществить эмоциональное отреагирование. Напротив, детям, эмоционально «зажатым», фрустрированным, с высокой тревожностью, более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах, рисование мелом на широкой доске.

Основные этапы коррекционного процесса с использованием метода проективного рисования

1. Предварительный ориентировочный этап. Исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов, изучение лимитов и ограничений в их использовании.

2. Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования.

3. Поиск адекватной формы выражения.

4. Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация.

5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме. Подробный психологический анализ основных этапов рисуночной терапии при решении задач преодоления страхов в детском возрасте дан в работах А. И. Захарова (1982- 1986). Проективный рисунок может выполняться цветными мелками, карандашами, фломастерами или красками. При анализе рисунка уровень изобразительных умений во внимание не принимается. Речь идет о том, как с помощью художественных средств (цвета, формы, размера и т.д.) передаются эмоциональные переживания субъекта.

Начало формы