Историческая вексиллология

Михаил Анатольевич Бойцов

От лат. vexillum – знамя.

Недавно была дисциплина скорее музейного свойства. В музеях хранятся знамена, в основном, XIX – начала XX вв., причем – военные. На протяжении длительного времени эта дисциплина существовала, чтобы описывать музейные объекты определенного типа, в том числе – знамена. Исходит, опять же, от любви ко всему национальному в XIX в.

Более ранние знамена, чаще всего, в виде рассказов, описаний или зарисовок. Начинается работа по критике исторических свидетельств. Чтобы выяснить, что представляют собой знамена Жанны д'Арк, необходимо провести большую сопоставительную работу.

Историки XIX в. не интересуются довольно большим классом объектов в силу установок исторического знания XIX в. на патриотизм, национальность и все такое. Воинские знамена – да, знамена цеховых корпораций или церковные – нет.

Ключевые понятия вексиллологии – флаг и знамя. Флаг – нечто, что развивается. Знамя (может быть уловлен signum) – нечто помечающее, представляющее.

Знамя принципиально отличается от флага, по многим параметрам. Знамя всегда воплощает неким образом корпорацию, сообщество. Именно воплощает. Без знамени воинская часть существовать не может. Оно равнозначно некой идентичности, совокупности. Оно всегда существует в единственном числе, не может быть тиражированным. Делается всегда из дорогой толстой ткани, украшенной кистями. Стороны знамени часто бывают несимметричными. Знамя никогда не поднимают на флагштоке, оно всегда хранится очень специфическим образом, часто – под караулом. Это священный или близкий к священному объект. Выносится только в определенных случаях определенным человеком. Замена знамен требует сложной юридической процедуры. Знамя всегда символизирует индивида.

Флаги тиражируются. Они не обозначают индивида, а принадлежность чего бы то ни было к некоему сообществу. Флаг делается из чего-нибудь тонкого, что развивается очень хорошо. Стороны обычно симметричны. Кистей и вышивки нет. Его можно поднимать на флагшток. Подъем флага связан с некоторыми процедурами, но замена флага и то не такая сложная. Многие считают, что в СВ флагов не было и были исключительно знамена. В источниках есть упоминания, что стены города были украшены цветами этого города, т.е., полотнищами цвета герба, например. Бойцов считает, что это и есть флаг. Во время первого Крестового похода взятые города украшались теми или иными цветами того или иного полководца.

Исключение – Олимпийский флаг.

В большинстве случаев в СВ – знамена, а не флаги.

Задачи: выявление информации, выявление объектов (некоторые знамена сохранились), выявление источников, которые имеют к этим знаменам отношение. Знамена лучше всего хранятся у врагов тех, кому они принадлежали. Лучшая коллекция русских допетровских знамен –в Стокгольме (пришла из-под Нарвы). Знамена действующих частей постепенно заменяются, а трофеи берегут. В доме Инвалидов есть знамена, взятые при Аустерлице.

Часто авторы описаний не фиксировали размеры.

Интересуют отношения, которые стоят за знаменами.

Вексиллойд. Это и есть главный предмет, которым занимается вексиллологией. В XIX-XX вв. главный объект – флаг. Вексиллойд противостоит знамени или флагу в том смысле, что есть древко и есть присоединенная к нему узкой стороной ткань. Вексиллойд – шест, на котором укреплены украшения, которые выполняют в общей сложности те же функции, что флаг или знамя соответственно (чаще встречаются в более архаических обществах, например бунчук). В войсках донского казачества использовали бунчуки. Функция знамени, а внешний вид не знамени.

Вексилллойдов очень много в древнем мире. Тацит рассказывает о рощах, где хранятся sigma древних германцев. Чаще всего это рощи, где хранятся тотемы.

Тотемное животное – животное, которое спасает и ведет. Знамена Рима – орлы. Сигма – знамена меньших подразделений. Вертикальный шест, украшенный эмблемами. В архаические времена шест заканчивался ладонью вверх. Отпугивала духов.

Даже сводные отряды формируются вокруг знамени. Римские знамена не развивались. Кусочки ткани должны быть сделаны из пурпура. Само устройство предполагает, что все это дело рассчитано на пешее войско. Развивающаяся форма появляется с кочевниками на рубеже античности-СВ.

Ткань должны была чем-то являть части императорского пурпура. Пурпур, особенно финикийский царский. Если военачальник хотел устроить переворот, пурпурная ткань срывалась со знамен. Вместо диадема на шею можно было возложить шейную гривну. Некий военачальник Юлиан был коронован легионером Марком.

Императорские знамена украшались и изображением государя.

2 вида поздних римских знамен: лабар (лавар), встречается в первый раз в связи с обращением Константина Великого. Встречается у Евсевия Кессарийского. Не совсем ясно, христограмма или крест. Помещается либо на ткань, либо как изображение над тканью. Второе знамя – дракон. По всей видимости, изначально воспринимался как знамя варварское. Познакомились с драконом во времена Трояна, когда он воевал против дакков. Изначально увидел знамя как варварское. Через несколько десятилетий дракон становится знаменем в самой империи, знамя называется draco, знаменосец – draconarius. Харукфи – древко в форме креста, к которому подвешена ткань. Изначально также представляла собой вексиллойд.

Копья, к которым в порядке украшения привязывается красивая тряпочка. Повышение значекния ткани – в геральдическую эпоху, когда знамя становится носителем герба (XII в.). Драконы, в отличие от остальных римских знамен, по крайней мере известны в СВ. «Франкские войны в походе» - на самом деле, изображение царя Давида, иллюстрация к псалтырю. Библейских царей изображают примерно так, как изображали бы императоров. Иконографические формулы дублируются. Царь Давид выглядит как римский император, а императору положено иметь дракона.

Ковер из Боё – «Смерть Гарольда». Гонфанон. Прямоугольник из разноцветной дорогой ткани, к ней пришивались косицы. Они есть на ковре, некоторые даже украшены крестом.

Кресты – догеральдическая фигура, первая, которая появляется на знаменах.

При Оттонах – знамена с изображениями святых. Изображения Христа и Богоматери идут от Византии. Там же проходит и оформление Гонфанона.

Византийцы разделяют знамена по цветам, чтобы было видно устройство армии. Знамена также – способ управления воинской единицей. Знаменем можно управлять войском.

Византийская система не могла быть приспособлена к западному феодальному войску. Переняли только в первом крестовом походе. Знамя тамплиеров – от иерусалимского знамени (бело-черное). Эти же цвета были восприняты и тевтонцами.

Появление фантастических знамен, когда геральдика укрепляется.