рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Немного выводов об эволюции образа

Немного выводов об эволюции образа - раздел История, Введение в структурную вампирологию, ч. 1: Проблема и ее историография Подведем Итог И Выделим Основные Тенденции Модификации Образа Вампира "о...

Подведем итог и выделим основные тенденции модификации образа вампира "от лорда Ратвена до Дигона Фроста".

Первая вытекает из рационализма второй половины ХХ века, стремящегося подвести под любой феномен минимальное логическое обоснование. Это стремление проявляется в желании обосновать существование вампира не только мистическими, но и физиологическими причинами, как бы вытянув его из фантастики мистической в фантастику квазинаучную, для которой образ мутанта более естественен чем образ живого мертвеца. Внешний облик вампира и его привычки при этом стараются сохранить без изменений.

Естественно, каждый автор пытался написать свое "научное обоснование существования вампиров" из которых наиболее стильной мне представляется "вирусная теория", описанная Б. Хэмбли в "Те, кто охотится в ночи". Не менее достойна "Империя ужаса" Брайана Стэйблфорда, интересная сочетанием средневекового фона и физиологической версии, выписанной с достоверностью специалиста по социологии и биохимии. В ней причиной вампиризма была иная ДНК (отчего вампиризм передавался не столько с кровью, сколько со спермой).

Рационализм повлиял и на попытку описать психологический рисунок поведения вампира, чего фольклорный монстр был совершенно лишен - ведь большая часть мифологических сущностей являются не столько сформировавшимися личностями, сколько носителями архетипов. Они лишены логики, психологии и мотивации поведения в человеческом понимании этих слов. "Придет серенький волчок и ухватит за бочок" - для фольклора абсолютно неважно, почему он хватает за бок, а не за шею, за которую ухватить удобнее; как он оказывается рядом с кроватью, на которой спит лежащий на краю, если все двери закрыты; наконец, что он делает в свободное от кусаний за бок время. С точки зрения фольклора, всё это абсолютно неважно - не ложись на краю, а то придет и укусит.

Однако сознание ХХ века требует понять, почему он кусает и что он при этом думает, - тем более что понимая противника, от него легче обороняться. В особенности это, естественно, касается существ человекообразных и мыслящих. В случае с вампиром внешняя демонизация образа стала уступать место психологическим проблемам, в результате чего вампир как бы становится существом, имеющим более одной мотивации, будь то страсть или голод. Внутри тенденции выделилось два направления -или вампир просто разрывается меж новым для него Голодом и своим человеческим прошлым, или присутствует попытка правильно расписать его психологию, отталкиваясь от таких особенностей жизни и его отношения к миру, как сопряженное с паранойей бессмертие и образ жизни ночного хищника.

Как говорят, первая попытка описания психологических проблем вампира была сделана в пресловутом фильме "Голод". Фильм (по роману У. Стрибера?) о современных вампирах, был, вероятно, первым, где вампир был показан не как монстр, а как существо, разрывающееся меж голодом/зовом крови и стремлением сохранить остатки человечности. Но я его не видел, и потому, не считая Маскарада считаю пока наилучшей попыткой описать чуждую психологию книгу уже неоднократно помянутую мной Барбары Хэмбли.

Вторая тенденция заключается в постепенной интеграции вампира в современное общество. Вампир становится частью "новой мифологии" - он настолько влился в космополитичную культуру современной цивилизации, что как бы перестал принадлежать одной мифологической традиции. Вследствие этого реагирование вампира на элементы, связанные с отдельной фольклорной или религиозной традицией постепенно снижается, и вампиры конца ХХ века уже далеко не всегда болезненно реагируют на чеснок, не отражаются в зеркалах или страдают аллергией на святые символы.

Интеграция в общество проявляется и в стремлении отказаться от образа вампира как монстра, существующего в единственном экземпляре. Поначалу это было представление о том, что вампиры могут существовать группами, состоящими из хозяина и подчиненного ему стаи вампиров второго порядка, которые в случае его убийства теряют организованность или даже могут снова превратиться в людей. Вампир перестает быть монстром-одиночкой или замкнутой семьей, - их становится много по всему миру, их история уходит в седую древность, у них есть свои старейшины, законы, иерархия и система связи.

Многочисленность вампиров оказала влияние и на процесс создания вампиров второго порядка. При увеличении их числа идея о том, что каждая жертва вампира тоже становится вампиром, быстро приводит к их ураганному росту и голодной смерти ввиду вырождения человечества. Поэтому процесс пытались усложнить так, чтобы вампиром становится уже отнюдь не любой укушенный. Первоначально возникает идея, что не каждая жертва вампира встает из гроба потом - требуется осознанное желание сделать дитя. Затем появилась идея своего рода обряда или процесса обмена кровью, для которого требуется желание и вампира, и его жертвы. С другой стороны, достаточно часто при укусе не происходит момента смерти: трансформация проходит медленно и напоминает отравление, что обыгрывается в некоторых фильмах и книгах (типа lost boys) - при уничтожении вампа-создателя все вампиры второго порядка превращаются обратно в обычных людей...

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в структурную вампирологию, ч. 1: Проблема и ее историография

Введение в структурную вампирологию ч Проблема и ее... Часть quot Из всех монстров фэнтези наиболее популярным является вампир quot Про него создано фильма и написано более тысячи письменных...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Немного выводов об эволюции образа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общие представления об упырях
Ближайший предок "современного" вампира - живой мертвец, известный как упырь (слово "вурдалак" по ошибке ввел Пушкин), который встает из могилы, чтобы есть мясо или пить кровь ж

Лирическое отступление о некромантии
А как же разница между оживленными и самоожившими? - скажет человек, привыкший к фэнтези. Вот тут следует сделать некоторое отступление, касающееся истории некромантии в том смысле как ее принято п

Древность
Собственно, идея о том, что обиженный покойник может вернуться и наказать, очень стара - большинство похоронных обрядов было нацелено на то, чтобы мертвец не вернулся. Вспомним, что еще неандерталь

Средневековье
При анализе образа вампира в средние века надо помнить, что христианская парадигма попросту исключает саму возможность существования вампира или оживления мертвеца вообще. После смерти человеческая

Западные и Восточные славяне
Восточнославянский упырь в чистом виде - скорее не живой мертвец, а "злой колдун". Процесс его вампиризации происходит самопроизвольно, по причине его предыдущего существования. Не случай

Германия и Западная Европа
Именно в Германии появился термин "возвращенец", означающий неупокоившегося. Так называемые видергенгеры (от немецкого глагола "возвращаться") обычно пугали людей самим своим по

Румыния и Венгрия
На территории встречалось несколько разновидностей живых мертвецов. Во-первых, были морои - те, кто предрасположен к вампиризму после смерти, обычно в результате особенности рождения, или умер неже

Мусульманский Восток
Арабский гуль является разновидностью джинна и как правило - существо женского пола. Фольклорные гули часто принимали облик дев-соблазнительниц, и значительная часть сюжетов связана с женитьбой гер

Дальний Восток
Что же касается Дальнего Востока, то хотя там достаточно давно возникла идея подпитки от чужой жизненной силы, вампиров как кровопийц там почти не встречается. Связано это с тем, что мистическая со

Юго-Восточная Азия
Известных широкой публике вампирообразных там достаточно много. Наиболее известен из-за определенной стильности индонезийский пенанггалан - он выглядит как летающая женская голова, за которой иногд

Иные регионы
Адзе или Адже принадлежит к мифологии племен, обитающих в юго-восточной части Ганы и южного Того в Африке. Обычно он существует в форме "летящего огня", но, если его поймают, принимает че

Профилактика против упырей
К превентивным мерам относится "отчитывание", то есть чтение вслух Святого Писания возле гроба умершего в течение трех ночей после смерти (то, чем занимался Хома Брут). Чтобы покойник не

Способы обнаружения упырей
Существовала масса способов распознавания вампира, кроме опознания по предрасположенности - в различных версиях они не отражались в зеркалах, не отбрасывали теней и не могли войти в дом без разреше

Способы уничтожения упырей
Отыскав жилище вампира, можно было применить несколько способов, чтобы навсегда покончить с ним: выстрелить в него освященной серебряной пулей или же связать в гробу специальными узлами. Покойников

Существующие болезни как потенциальный источник легенды о вампирах
Феномен вампиризма может иметь своим источником несколько заболеваний. Начнем того, что, раздутое тело в гробу и следы крови во рту и в носу сегодня считаются обычными признаками разложения примерн

Теперь о маньяках
К болезням отчасти относится и "клинический вампиризм" или гемосексуальность, которая определяется как получение сексуального возбуждения и удовольствия от вида (и вкуса) крови и может со

Quot;Образ крови" и ее потребление в ритуальных целях
История Хейга заставляет нас вспомнить о том, какую роль играет кровь в оккультной традиции вообще. Связи крови с жизненной силой очень наглядна - при ране она вытекает из человека как бы вместе с

Гематомания по Стефану Каплану
В завершение темы пьющих кровь в реальной жизни и тех, кто ее изучает, отметим специальный научный центр, занимающийся изучением жизни "вампиров", а также их переписью. Он называется Vamp

Первые шаги
Как можно было заметить по тексту о упырях, классический образ вампира, так плотно засевший в нашем массовом сознании и столь популярный в РПГ и фэнтези-литературе, является достаточно поздним по с

Лорд Ратвен как первый литературный вампир
Однако это все еще упоминания о вампире как упыре. Первая серьезная попытка "привнести образ классического вампира в современную мифологию" была сделана не столько собственно лордом Байро

Между Ратвеном и Дракулой
Следующая заметная дата в эволюции образа вампира - 1897 год, когда Брэм Стокер создал графа Дракулу, однако пространство между этими событиями не было пустым. Под влиянием Полидори было написано м

Дракула Брэма Стокера
Появлением того образа вампира, который мы теперь привыкли воспринимать как эталон, мы в основном обязаны Абрахаму (Брэму) Стокеру, первая публикация романа которого случилась в 1897 г. Вп

Эволюция образа после Графа. Вампир в кино, на ТВ и комиксах
Наложение легенд об упырях на легенду о Дракуле придало новообразованию изрядную долю эпичности и, кстати, закрепило написание термина через i. Как и Ратвен, Влад Тепеш вырвался за рамки одного авт

Прорыв последней четверти ХХ века
Но вернемся к литературе. В середине 1970-х годов вампирская тема как бы пережила своеобразный ренессанс, заключающийся в попытке переосмыслить образ вампира и уйти от комиксового образа "любо

Вампиры в РПГ
Другим кирпичом в закрепление образа вампира было появление РПГ, в первую очередь D&D и АD&D, образ вампира в каковых тоже следует проанализировать. Как известно, авторы D&D, в

Quot;Маскарад", или Вампир от первого лица
Венцом вампирской темы в РПГ стали Vampires: the Masquerade, где впервые в ролевой системе живой мертвец стал не монстром, с которым сражаются игроки, а персонажем игрока. Маскарад - систе

Версии происхождения вампиров
Первый и наиболее очевидный ответ - результат нападения другого вампира, однако он не дает ответа на вопрос, кто укусил самого первого. Версий изначального происхождения вампиризма насчиты

Основные способности и уязвимости вампиров
Суммируем теперь набор вампирских способностей. Нам уже понятно, что вампир совершенно необязательно имеет характерные зубы, питается кровью и сгорает на свету. Основной набор способностей, единых

Прочие вампирские способности могут быть разбиты на несколько блоков.
Физическая мощь. Как правило, вампир сильнее и быстрее обычного человека. Иногда сюда же относится повышенная даже по сравнению со средневампирской стойкость ко внешнему воздействию Ментал

Типажи вампиров
Рассмотрим теперь внешний фенотип вампира, куда входит как внешний вид, так и набор наиболее характерных способностей. Большинство немедля вспомнит кланы "Маскарада", однако с моей точки

Основы психологии вампира
Главное, что надо помнить в данном случае - вампиром становятся не с чистого листа, уже что-то из себя представляя, и присущие вампиру новые чувства и мотивации как бы накладывается на уже существу

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги