Причины длительного существования французского романтизма, его этапы.

 

- в первый период французского романтизма (начало 19в – 1814) авторы влияние жизни на человеческую судьбу, но при том жизни не социально-конкретной, а жизни, человеком пережитой (главное не действие, а переживание!)

- Жермена де Сталь

- революция произошла, когда ей было 18
- свидетельница воцарения Бонапарта, который резко раскритиковал «Коринну»: «это книга не французская, вы умалчиваете об императоре»

- имела свой салон, где собирались известные люди, среди которых однажды оказался Шлегель: так ей стала знакома немецкая теория романтизма

1) «Дельфина», 1802

- в романе изображено дворянское общество в процессе крушения, революция идет по восходящей

- в центре романа – женщина, которая не принимает условия своего круга (добродетель, по ее мнению, должна требоваться не только от женщин, но и от мужчин; любовь не по дворянским обычаям – любовь-влечение

- влюблена в Лерона, не стесняется этой любви

- мужчина не может на ней жениться, т.к. против этого выступает его мать

- мать хочет, чтобы ее сын женился на благоразумной женщине, а Дельфина слишком легкомысленна

- заканчивается это самоубийством главной героини в первом издании и убийством – во втором, т.к. самоубийство отрицает внутреннюю силу этой женщины

2) «Коринна, или Италия», 1807 (http://briefly.ru/stal/korinna_ili_italija/)

- произведение написано в духе немецкой традиции, т.к. здесь в центре внимания – героиня, причастная к искусству (поэтесса)

- героиня – типичный образ сильной, яркой, творческой романтической личности, «королева в цепях»

- здесь мы также видим историю любви, которая не может увенчаться успехом

- причиной тому, что любовь не сложилась, была не социальная причина (как у Руссо), а внутренняя – отцу Освальда Коринна кажется «слишком бойкой», он считает, что его сын еще слишком молод для такого брака

- здесь мы видим несоответствие сердца – сердцу, внутреннего мира одного человека – внутреннему миру другого

- Франсуа Рене де Шатобриан

- жил в Лондоне, потом уехал в Америку и познакомился с жизнью индейских племен

- главная идея: реставрировать католицизм – основу благополучия; католицизм дает духовное объяснение мира, которое не вызывает возражений (задумал произведение «Гений христианства»)

- считает, что современный ему мир утратил гармонию и показывает это в двух своих произведениях

1) Атала, 1801

- после этого романа Шатобриана признали основоположником нового жанра, в котором человек воспринимает ход истории как свою личную судьбу

- хотя автор и не изображает каких-либо исторических событий, он отображает переживания человека, которые являются следствием изначальной мировой неустроенности, нарушением равновесия мироздания

- герой его – изначально одинок

- роман: эпистолярная исповедь – индейский мудрец рассказывает о своей любви к девушке-христианке, за которую мать дала обет безбрачия, и в итоге героиня покончила с собой

- в одном единственном рассказе герой раскрывает свой внутренний мир, но эта исповедь, в отличие от Руссо, посвящена одному человеку

2) «Рене, или Следствия Страстей»

- действие происходит в 20-е годы 18в

- Шатобриан точно говорит о своём времени – оно сделало один шаг, и лицо земли изменилось; то, что было вчера, никому уже не нужно, ничего сокровенного не существует

- Рене – представитель скитающегося героя, известного еще с 17ого века, но он не ищет чего-то конкретного (удачи, места в жизни)

- он гоним изнутри, Шатобриан называет это «болезнью века»

- герой чувствует себя трагически виноватым, т.к. мать умерла во время родов, и ему кажется, что его за это ненавидит отец, это сознание иррациональной вины, хотя нет указания, почему отец относится к нему именно так

- после смерти отца наследует поместье старший сын, а он с сестрой должен покинуть дом

- сестра единственный родной человек для Рене

- сестра вскоре уходит в монастырь, а он отправляется в скитания без цели, попадает в разные места, и к индейцам, где произносит свою исповедь перед мудрецом и христианским проповедником: он рассказывает о себе, о своём состоянии, о том, что он утратил сестру, намного раньше её смерти – когда они расставались, ему казалось, что она радуется этому

- правду он узнал только во время пострижения сестры, на котором он лично присутствовал: сестра испытала к нему женское чувство и была рада, что «он не разделил с ней ее преступной страсти»

- тема инцеста в романтизме – нечто иррациональное, то, чего нельзя допустить, что погружает человека в замкнутый круг

- вместе со своими наставниками Рене погибает во время набега индейцев; он погибает, потому что автор не видит для него дальнейшей жизни

- индейцы уверены, что к счастью можно прийти только общими путями, т.е. надо быть похожими на других, но герой этого не может: для него невозможно принизиться до уровня общества, он выше, он отстранен от других

- Бенжамен Констан

1) «Адольф», 1806

- автобиографическая основа – отношения с мадам де Сталь

- байронический герой родился у Констана

- роман имеет предуведомление издателя – некий незнакомец дал ему свою рукопись, а он её приносит издателю, чтобы тот её опубликовал, потому что ему это безразлично

- здесь герой подает себя эгоцентриком в отличие от Рене. Где эгоцентризм только угадывался

- как и у Байрона – бог бессилен

- общество изображено не как социальная среда, а как некая сила, которая тяготеет над человеком: его влияние так велико, что очень скоро оно подгоняет нас под свой образец; он становится похожим на всех и поэтому раздражённым на себя самого

- любовь к Элленоре его очень захватывала, но перестала быть целью, когда он её достиг

- герой сам понимает, что измельчал от эгоизма, стал человеком, который обществу уподобился; недоволен этим, чувствует себя униженным, совершенно одиноким

- его смертью заканчивается роман, потому что он тоже не может жить

- погибает и Элленора, она оказывается замученной им

- некий итог: начиная с де Сталь появляется психологическая проза – основное достижение французского романтизма; «события в романе нужны лишь затем, чтобы заставить случаю показать страсти человеческого сердца»; не роман событий, а история человеческих чувств