Образ современного человека в раннем французском романтизме; психологизм изображения (Ж. де Сталь, Ф.-Р. Шатобриан, Б.Констан).

Революции, реставрация, священный союз – это имело значение в каждой стране, но во Франции, как нигде, это касалось каждого человека; свергли Бурбонов, были революционные деятели, которые всех разочаровали – во Франции люди переживали это непосредственно; Наполеон, потом его падение, восстановление Бурбонов, но это уже победившая буржуазия, вступившая в союз с старыми формами, утверждает свой порядок… все эти события, на которые отвлекались Англия, Германия (умозрительный романтизм, породило фантастику). Во Франции не до философских рассуждений; нет философичности и фантастики немецких авторов (есть только под влиянием Гофмана у одного автора); романтизм связан просто с реальной судьбой человеком. Французы постоянно ощущали зыбкость ситуации, что нашло отражении во французском романтизме.

1 период – ранний романтизм – начинается позднее, чем в других странах; с первых годов 19 века; до 1814 года – до начала эпохи реставрации.

Авторы показывают влияние жизни на человеческую судьбу, но при том жизни не социально-конкретной, а жизни, человеком пережитой; именно французы дают такой тип произведений, в котором главное не действие, а переживание человека. Появился Человек с внутренним психологическим конфликтом. Именно этот тип произведения (психологический роман, в котором всему произошедшему причина - человек )был создан Франции романтиками.

Весь 19 век – был реакцией на просвещение 18 века, доминировало именно французское просвещение; реакция была более сильной, почувствовали, что выкладки просветителей не защищают человека; когда человек мечется, он не защищён он самого себя.

Жермена де Сталь (мадам де Сталь)

Когда произошла революция, ей было 18 лет; достаточно много читала, увлекалась и духом законов Монтескье, опытом о нравах Вольтера; разумно осмыслила то, что подготовил 18 век

Начинает писать, уже имея своё представление о жизни и её развитии; была свидетельницей воцарения Бонапарта, в первые годы к нему относились восторженно, но она при том была человеком мыслящим самостоятельным, у неё был салон (они принадлежали главным образом женщинам); когда она написала второе своё произведение, Наполеон предложил ей на 25 лет удалиться в изгнание: «в вашей последней книге вы не то что полностью умалчиваете об императоре, а ваша книга не французская»; покинула Францию, побывала в Англии, России, в Швейцарии поместье было, где у неё собирались люди, у неё гостил А-В Шлегель (ей стала знакома немецкая теория романтизма), Шамиссо; так она оказалась причастна романтизму.

1812 – оказалась в России; произведение Пушкина о пожаре 1812 года и об уходе жителей из Москвы – с ними уходит мадам де Сталь, трудно пережить, что просвещённые французы сожгли Москву.

Творчество: не только литературно-художественное, но и теоретическое осмысление нового века:

· 1800 – сочинение о литературе «О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями», в котором она изложила свои соображения о литературе. Считает, что литература воздействует на дух и нравы народа + лучше всего развивается литература там, где есть свобода (это не понравилось Наполеону и он попросил ее уехать). Новаторской была сама попытка освещения зависимости литературных явлений от социальных условий, нравов народа, религии и даже климата.

· 1810 – «продолжение» - сочинение «О Германии», где Германия изображена как страна духовных интересов, философов. в литературе очень важна погружённость в духовный мир, а в английской, например, она больше тяготеет к реальности; о поэзии классической и романтической: классицизм устарел, противопоставления Шиллера и Шлегеля.

В 30е годы в России де Сталь резко раскритиковали, в защиту выступил Пушкин.

Роман «Дельфина» 1802 – написан в эпистолярной форме, а это наследие 18 века.

История любви ( героиня бунтует во имя чувств против установленных норм); 1792 год – время действия, революция движется по восходящей линии; дворянское общество, но в процессе уже крушения, хотя предрассудки там сохраняются; появляется женщина, которая не принимает условия своего круга, например, почему добродетель требуется от женщин, а не от мужчин; она считает, что любовь, вопреки дворянским понятиям –именно по влечению, способствует тому, что не стесняется своей любви к Леонсу, который не может на ней женится, потому что против этого его мать; картина немножко Руссо напоминает («религия сердца); мать хочет, чтобы сын женился на благоразумной женщине, Дельфина слишком легкомысленна с её точки зрения; заканчивается это её самоубийством в 1м издании; во 2м издании – просто смертью, потому что самоубийство снимает утверждение о её внутренней силе.

Роман «Коринна, или Италия» 1807 – на это Наполеон рассердился (так как изображена картина общества равных людей); произведение написано уже под впечатлением немецких традиций (человек – искусство), героиня талантливая поэтесса (образ исключительной личности), она сильно переживает свою любовь, которая не может увенчаться успехом; тот, кто её любит, понимает, что она готова ему подчиняться, но его раздражала «королева в цепях» - типичный романтический яркий образ творческой личности; по причине внутренней (несоответствие сердца сердцу) ничего не сложилось; внутренний мир одного человека не накладывается на внутренний мир другого.

В романе в итальянку влюбился англичанин – местный колорит. Италия – страна искусства (символ).