Франсуа Рене де Шатобриан

Из аристократического рода, эмигрировал; жил в Лондоне, а потом в Америке, познакомился с жизнью индейских племён, задумал даже замысел книги «Начезы» (о восстании индейцев против французов); вернулся при консульстве Бонапарта. Шатобриан прожил долгую жизнь; перевёл на французский Мильтона; это вызвало очень глубокое сочувствие тех, кто мог видеть его историю – Пушкин, например, писал: первый из современных французских писателей, на старости лет перевёл Мильтона для куска хлеба; самый сей труд делают честь знаменитому старцу; предпочёл честную бедность, неподкупную совесть. Труд «Замогильные записки» - о том времени, которому был свидетелем; рассмотрел двойственность французской революции; «взятие Бастилии как кровавое празднество открыло новую эру – эру изменения нравов, идей, политических режимов, обновления рода человеческого».

Что составляло основу всей мысли: освободить общество от насмешек Вольтера, эта насмешливость доходила до грани цинизма; основа благополучия – католическая вера, духовное объяснение мира, который не вызывает никаких возражений; задумал главное своё произведение – «Гений христианства» (представлена идея разрушения христиантсва); у Новалиса был трактат под названием «Христианство, или Европа»; у Шатобриана это почувствовалось – стремление реставрировать католицизм; он как-то его эстетизирует; считает, что это прекрасно; это гармония, которую утратил сегодняшний мир; исходя из этой мысли, как доказательства утраты гармонии мира пишет два романа, задуманы как части трактата, но самостоятельные произведения – «Атала» и «Рене». Его повести написаны поэтическим языком («сделал прозу поэтической»).

Роман «Атала» 1801 – его признали основоположником определённого нового жанра, который показал, что человек воспринимает ход истории как личную судьбу, хотя он не изображает исторических событий; только переживания человека, которые являются следствием чего-то, какой-то мировой изначальной неустроенности; герой изначально одинок; дисгармония создаётся изначальным нарушением равновесия мироздания. Чувства человека – индивидуальные внутренние переживания.

В романе замена эпистолярной формы формой исповеди (новая форма); если мы вспомним Исповедь Руссо, то он рассказывает о событиях своей жизни, чисто внешних; Шатобриан – исповедь, которая в одном-единственном рассказе раскрывает весь внутренний мир; Европеец (Рене), гонимый страстями и несчастиями слушает рассказ индейского мудреца, который любил девушку-христианку, но мать дала за неё обет безбрачия; она покончила с собой; смысл исповеди в том, что она обращена к одному человеку; у Руссо – всем и каждому; здесь тому, кто выслушает его; отсюда пошла исповедь как распространённая и единственно верная форма внутреннего человека; перед лицом смерти – например, как Мцыри; как итог жизни человека.

Роман «Рене» - действие в 20е годы 18 века; это человек, который живёт во время абсолютно полных социальных замен, исчезновения чего-то; Шатобриан точно говорит о своём времени – оно сделало один шаг, и лицо земли изменилась; то, что было вчера, никому уже не нужно, ничего сокровенного не существует

Рене – скитающийся герой; встречается с 17 века, но здесь это не поиски удачи и места, не конкретная цель, а гонение изнутри; человек даёт картину, которую Шатобриан называет «болезнь века»; история мысли и чувств; герой находится в ситуации, которую не может исправить, он такой постоянно мечущийся внутри; чувствует себя трагически виноватым, мать умерла во время родов, и ему кажется, что его за это ненавидит отец; сознание иррациональной вины; всё складывается драматично – после смерти отца наследует поместье старший сын, а он с сестрой должен покинуть дом, сестра - единственный ему родной человек, который в монастырь уходит, поскольку испытала к нему страсть (тема инцеста вообще в романтизме вообще будет – это нечто иррациональное, то, чего нельзя допустить, погружает человека в страшный замкнутый круг), а он отправляется в скитания без цели, попадает в разные места, попадает и к индейцам в частности; там и произносит свою исповедь, перед мудрецом и проповедником христианским; он рассказывает о себе, о своём состоянии – он утратил сестру, намного раньше её смерти – когда они расставались, ему казалось, что она радуется тому, что они расстаются; правду он узнал только потом, когда посетил её в монастыре; вместе со своими наставниками он погибает во время восстания индейцев: автор не видит для него дальнейшей жизни, хотя кажется, что перспектива есть; индейцы говорят, к счастью можно прийти только общими путями, надо быть похожим на других; но герой не может быть другим; эгоцентризм (не эгоизм) – в центре своё Я, отсюда появляется чувство отстранённости от других; чувство возвышения над ними.