Бенжамен Констан

Занимался иноземными литературами, пытался рассмотреть их взаимодействие; оставил дневники, которые опубликовали только в 20м веке; автор двух романов – «Сеси» и «Адольф».

Роман «Адольф» 1806, опубликовал в 1816 – как-то не хотел, чтобы там увидели биографическую основу его отношений с мадам де Сталь; к 1816 году были написаны поэмы Байрона; получалось, что Байрон открыл того героя, которого изобразил Констан (байронический герой родился у Констана).

Французская литра интенсивно реагирует на события – ощущение неустойчивости, особенно даётся у Констана. Этот роман – попытка изобразить одну из нравственных болезней века.

Это исповедь героя (но не перед Богом, а перед самим собой), и он её приносит издателю, чтобы тот её опубликовал, потому что ему это безразлично; особенность человека, безразличного к собственным переживаниям.

У Шатобриана в романе подчёркивают проповедники, что Бог всемогущ; у Байрона появилось что Бог бессилен; здесь тоже самое; Герой расходится с нормами, созданными обществом; Адольф не соответствует человеческому началу; картина не социальная, а общество, как некая сила, которая тяготеет над человеком: его влияние так велико, что очень скоро оно подгоняет нас под свой образец; герой становится походим на всех и поэтому раздражённым на себя самого; раздвоенность не в форме дневника, а в форме собственного сердца; в любви проявляется эгоцентризм героя. Любовь к Элленоре ( женский образ – вспомогательный (у Байрона тоже) очень захватывала, была целью, но вскоре перестала быть целью, так как он её достиг.

Герой сам понимает, что измельчал от эгоизма своего рода – недовольного и униженного; стал человеком, который обществу уподобился; недоволен этим и чувствует себя униженным, чувствует себя совершенно одиноким; его смертью заканчивается роман, потому что он тоже не может жить; погибает и Элленора, потому что она им замучена, она чувствует его отношение, она понимает, что он совершил, когда получает его письмо, но это не меняет ничего – он такой, какой он есть, романтический герой статичен.

Автору важны чувства, а не обстоятельства. События в романе нужны лишь затем, чтобы заставить случаю показать страсти человеческого сердца (не роман событий, а история человеческих чувств).