Особенности «детективного» сюжета Э.А.По

По верил в Разум, который один может вывести человечество из трагических противоречий бытия, недаром критики считают его главным рационалистом в романтизме. Для писателя характерен интерес к интеллектуальной деятельности, и концентрированно он проявлен в так называемых «логических» рассказах. Их всего четыре: «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо» и «Золотой жук». «Логический» тип рассказа шире, чем детективный, и из первого во второй перешло сразу несколько художественных средств: основной сюжетный мотив — раскрытие тайны или преступления, тип повествования — логический рассказ, устойчивая пара характеров — широкообразованный, тонкомыслящий герой-логик и простоватый, хотя и симпатичный рассказчик, где функция героя — раскрывать тайну, а рассказчика — строить неверные предположения и тем самым оттенять героя. Главный предметом становится не преступление, а человек, раскрывающий его — это Легран в «Золотом жуке» и Дюпен в остальных. Поверхностный слой новелл (поступки) беден, но это компенсируется напряжённым внутренним интеллектуальным действием. Для героев характерен непрерывный анализ, подвержение сомнению всех, казалось бы, неоспоримых фактов, проявление высокой эрудиции. Для писателя важно раскрытие самого процесса мышления, его принципов и логики. По различает тривиальное и нетривиальное сознания, прагматическая логика и интуитивное прозрение: все окружающие, неспособные мыслить минимально нестандартно, и противопоставленный им герой, который может подняться своим интеллектом над остальными. Развязка в «детективных» произведениях всегда неожиданна, может возникнуть стихийная сила, не подлежащая наказанию (орангутан в «Убийстве на улице Морг»)