Особенности «детективного» сюжета Э.А.По.

Эдгар По (из лекции 17 мая 2013)

был среди американцев тот, кто занимался теорией лит-ры, имел свою эстетическую систему, и уже в конце 40-х – 50-е создавал труды: «Философия творчества», «Поэтический принцип». Обращал внимание на особую специфику искусства. Находился под влиянием теории братьев Шлегелей в эстетическом смысле. Духовное начало – высшее начало, признание роли фантазии в худож. произведении (нем. Романтики – «произвол»). Прекрасное с точки зрения искусства не исключает и уродливое. Это общеромантическая позиция. Воображение создает красоту образа – а это не то, что красота в реальности: «Даже из уродов оно создает красоту. Подчеркивал внимание к развязке произведения как к последнему слову автора.

Эдгар По был и прекрасный поэт. Первое, что он выпустил – стихотворный сборник «Тамерлан и другие стихотворения». Брюсов перевел его стих-е «Ворон». Появляется меланхолия. Как припев – слово «никогда». Неосуществленность (чистый романтик).

Новеллистика Эдгара По

Сборник «Гротески и арабески». Абсолютная суть изображаемого через страшное (это гротеск). Все ситуации, которые он дает в своих произведениях, всегда возникают из недоразумения собственно человеческого. Это что-то, что человек понимает не так, не может уловить грань между реальным и тем, как он понимает. Стихия жизни, уже определенной заранее, фатальности человеческой судьбы, от которой он спрятаться не может, а если пытается избежать, то лишь приближает ее. Он часто оказывается безумцем – в том смысле, что у него своя собственная логика. Она объясняется энергичностью в достижении того, что человеку кажется. Например, «Золотой жук»: человек в буржуазном мире, разорился, его считали безумным, несколько странным, непригодным к той жизни, из которой он ушел; одиночество – кроме его и его друга практически никого нет. И вдруг (он собирает насекомых) он почувствовал, что этот жук – что-то непростое. А это приносит ему осуществление мечты. А золотой жук похож на череп. И отсутствует светлое, конкретное, рациональное начало. Закончилось вроде хорошо, но светлого нет… Несмотря ни на что герой оказался прав со своей дикой и безумной логикой, которая не дается нормальному человеку. Он не пассивный, но действующий, а это отличает его от европейского героя романтизма. Достоевский отметил, что у него и фантастики как таковой нет, «а если и есть фантастичность, то какая-то материальная». Герой его всегда оказывается в материальном мире и либо утверждается, либо оказывается этим миром сокрушен. Ушел от мира, но всё равно сталкивается - «Падение дома Ашеров». Это под влиянием немецкого романтизма. Художник, ушедший в себя, он и музыкант, и поэт. В искусстве находил себя, самовыражался, человек неординарный. Но и ему не избежать урагана, появления призрака сестры. Предопределенность судьбы, который как бы ни пытался уйти в своей мир, но мир внешний его сокрушил. [к вопросу 23]

ДЕТЕКТИВЫ.

«Маска красной смерти»: избежать ее невозможно. Это если и не сама полуфантастическая судьба. Есть и вообще без фантастичности:

«Убийство на улице Морг». Обезьяна, некая сила, ненаказуемая, не подлежащая наказанию.

«Тайна Мари Роже».

Он, между прочим, основоположник детективного жанра: надо найти преступника. Есть человек, который логически раскрывает преступление. Логика ведет к тому, кто есть преступник. Но в самый последний момент оказывается, что это не тот. В развязке – неожиданность.

Он, при всей своей «американскости», оказал влияние на европейскую лит-ру. Как написал Шарль Будуер: «Герой его – человек со сверхъестественными способностями, человек с расшатанными нервами, пылкая и страждущая воля которого бросает вызов всем препятствиям. Человек со взглядом острым как меч, обращенным на предметы, значимость которых растет по мере того, как он на них смотрит». Анализ как необходимость художественного изображения.

_______________________________________________________________________________