Http://detec.itgo.com/po.htm Сайт детективной лит-ры: Эдгар По как родоначальник детектива (к проблеме жанрового определения).

Эдгар По первым предложил такой тип произведения, который впоследствии стал называться детективом. Детективистом По можно назвать лишь условно, так как писатель работал как представитель романтизма. Но всё же ему удалось создать не только основную схему жанра, а и основные детективные сюжеты и приёмы. <…> Именно Эдгару По критики отдают право изобретения детективной литературы, при этом имеют в виду его новеллы "Убийство на улице Морг", "Тайна Мари Роже" и "Похищенное письмо". По мнению Г.К. Честертона, "главная заслуга По как родоначальника детективной литературы - в том, что он увидел возможность использовать криминальное расследование в качестве предмета беллетристического повествования, в центре которого стоял бы герой-детектив" [4,204]. Это даёт нам право причислить к детективной литературе ещё два рассказа - "Золотой жук" и "Ты еси муж, сотворивый сие".<…>

Учитывая тот факт, что сам термин "детектив" возник в 1878 г. с одной стороны, в то же время как сам По называл свои логические рассказы рационациями - с другой, вполне уместно будет разделить детективное наследие Эдгара По по схеме "3+2": 3 логических рассказа ("Убийство на улице Морг", "Тайна Мари Роже", "Похищенное письмо") и 2 детективных ("Золотой жук" и "Ты еси муж, сотворивый сие"). Это деление весьма условное - "Похищенное письмо" сильно тяготеет к детективным рассказам, а "Ты еси муж, сотворивый сие" из-за наличия в нём убийства - к логическим.

В этих пяти рассказах Эдгар По заложил основы классических детективных сюжетов, которые используются в детективной литературе вплоть до настоящего времени: 1)бытовая разборка - "Тайна Мари Роже", "Ты еси муж, сотворивый сие"; 2)маньяк-убийца - "Убийство на улице Морг"; 3)шантаж - "Похищенное письмо"; 4)"шпионские игры" - "Золотой жук".

Также писатель изобрёл классические приёмы детективов: 1) "подсадная утка" - "Убийство на улице Морг"; 2)подбрасывание настоящих (или ложных) улик, 3)двойная игра - "Ты еси муж, сотворивый сие"; 4)перехват и взлом криптограмм - "Золотой жук"; 5)подмена оригинала - "Похищенное письмо"; 7)ложный след - все пять рассказов. <…>

Стоит отметить, что как сыщики, так и преступники По любители, они могут позволить себе некоторые промахи, так как криминалистика только зарождалась, о дактилоскопии и её роли в ближайшее столетие ещё никто не знал. Этим объясняется и преимущественное использование аналитического метода в раскрытии преступлений, так как систематической работы полиции в том виде, в котором она известна сейчас, ещё не было. Эдгар По обладал хорошо развитым интеллектом и заметно преувеличивал способности человеческого ума как инструмента разгадки преступлений. В "Тайне Мари Роже" сыщик не ведёт никакой оперативно-розыскной работы: вместо изучения улик на месте преступления и допроса свидетелей Дюпен анализирует противоречивые газетные статьи. Следуя детективному способу изображения событий, Э. По нагружает читателя обилием важных и второстепенных деталей, сопутствующих преступлению. В результате, Дюпен расследует преступления так как компьютер играет в шахматы - перебирает все возможные варианты ситуации, занимаясь, по сути дела, не разгадкой преступления, а логическим моделированием.

Именно Эдгар По сделал в детективной литературе установку на разгадку тайны как атрибута преступления, а не на разгадку самого преступления, причин его совершения.

Литература:

1.Кестхейи Т. Анатомия детектива.-Будапешт:Корвина,1989.-262с.

2.Ковалев Ю. В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт.- Л..:Худ. лит., 1984.- 296 с.

3.Краткая литературная энциклопедия: Гл. ред. А.А. Сурков.-Т.2- М.:Советская энциклопедия,1964.-1056 стб.

4.По Эдгар Аллан Убийство на улице Морг. Рассказы. Пер. с англ.- М.: Правда, 1987.- 480 с.

5.Честертон Г.К. Писатель в газете: Худож. публицистика. Пер. с англ./ Послесл.С.С. Аверинцева. -М.:Прогресс,1984.-384 с.

ЭТО МОЖНО ПОЧИТАТЬ ПРОСТО ДЛЯ ПОЛНОТЫ КАРТИНЫ.