Http://knowledge.allbest.ru/literature/3c0b65635b3bc68b5d43a88421316c26_0.html

Особенности детективных новелл Э. По

Новеллы, объединенные общим героем (Дюпеном) по праву можно считать первыми детективными произведениями в мировой литературе. Дюпен появляется в новеллах «Убийства на улице Морг» (The Murder in the Rue Morgue, 1841), «Тайна Марии Роже» (The Mystery of Marie RogKt, 1842) и «Похищенное письмо» (The Purloined Letter, 1845). Он сродни Леграну - аристократ, интеллектуал, ведущий уединенный и странный образ жизни - бодрствует ночью и закрывает ставни при первых проблесках зари. Его единственная страсть - книги, его единственное занятие - умственные упражнения. Жизнь Дюпена - это своего рода интеллектуальное бытие в чистом виде.

Писатель ставит способность к анализу на высшую ступень по сравнению с изобретательностью, анализ он соотносит с воображением, а изобретательность с фантазией. «Между умом изобретательным и аналитическим существует куда большее различие, чем между фантазией и воображением, но это различие того же порядка. В самом деле, нетрудно заметить, что люди изобретательные - большие фантазеры и что человек с подлинно богатым воображением, как правило, склонен к анализу». Таким образом анализ занимает место в эстетической системе По, его задача сходна с задачей воображения - создавать гармонию, все ставить на свои места, прояснять непознанное.

«Убийства на улице Морг» является лучшим из произведений детективного характера. Автор преднамеренно вводит в название два французских слова «Rue Morgue», создавая атмосферу таинственности и кошмара: слово «morgue» со значением «морг» было впервые употреблено в английском языке в 1821 г. и ко времени появления новеллы было еще неологизмом. По выстраивает новеллу б соответствие со своими поэтическими принципами: в ней кет ничего случайного, каждый эпизод, каждая деталь подчинены одной цели - раскрытию преступления. Все служит эффекту воздействия на душу читателя. По писал в работе «Новеллистика Натаниеля Готторна»: «Если уже первая фраза не содействует этому эффекту, значит, он с самого начала потерпел неудачу. Во всем произведении не должно быть ни одного слова, которое бы прямо или косвенно не вело бы к единой задуманной цели». При этом По использует принцип, по которому шаг за шагом восстанавливается картина преступления: Дюпен ведет расследование, а читатель вслед за рассказчиком может делать также свои выводы. При этом действительная картина происшедшего прояснятся только из рассказа матроса - хозяина орангутанга и свидетеля убийства. Дюпен к тому моменту уже восстановил картину преступления, нашел убийцу, но его выводы требуют доказательства, которые и представляют собой признания матроса. Тем самым По достигает эффекта, производящего необходимое воздействие на читателя. Загадка разгадана, но ощущение ужаса остается, поскольку Дюпен только объясняет происшедшее убийство, находит убийцу, которым оказался орангутанг, но ужас коренится именно в роковом стечении обстоятельств, в бессмысленности этого чудовищного убийства. По, как и во всех своих новеллах, оставляет некоторую доли недосказанности: за рамками расследования Дюпена остается история мадам Л'Эспане и ее дочери. Так и остается непонятным, зачем им незадолго до смерти понадобилось забирать деньги из банка и ночью их пересчитывать, а ведь именно свет в окне и послужил причиной нападения на них обезьяны.

В другой новелле «Тайна Марии Роже» Дюпен по газетным публикациям восстанавливает не только картину смерти девушки, но и историю ее жизни. Но убийца так и не найден, лишь выясняется, что это был моряк - поклонник Марии, с которым та собиралась бежать. Причины же убийства и имя его остаются за границами расследования, проводимого Дюпеном. Дюпен - тот тип героя, которого в принципе не интересует конечная цель расследования, ему интересен сам процесс и доказательства возможности разгадки любой тайны. В «Похищенном письме» нам тоже так ничего и неизвестно о содержании письма, главное - как Дюпен его обнаружил и выкрал. Банальная логика, которая как раз соотносима с тем, что По называл изобретательностью, при всей изощренности методов, которые пускает б ход префект полиции, не способна обнаружить письма. Для Дюпена - обладателя безупречного аналитического мышления - это не составляет труда. Дюпен вспоминает, что его противник тоже не чужд поэзии: «Как поэт и математик, он должен обладать способностью к логическим рассуждениям, а будь он только математиком, он вовсе не умел, бы рассуждать логически, и в результате префект легко справился бы с ним». Логика возводится По в разряд искусства, поскольку именно посредством искусства можно постичь механизмы человеческой психики. Соединение научного подхода и романтического мировоззрения составляют неотъемлемую черту поэтики Э. По как писателя.

Детективные новеллы. Эдгар По был фактически основоположником детективного жанра. В трех его известных новеллах - «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже» и «Похищенное письмо» - действует «сквозная фигура» - С. Огюст Дюпен. Дюпен не полицейский, не сыщик, а детектив-любитель, человек аналитического ума, который не участвует непосредственно в расследовании преступлений, однако помогает их раскрытию. Он обладает блестящими аналитическими способностями. Потомственный аристократ, переживший многие превратности судьбы, Дюпен одиноко живет в Сен-Жерменском предместье. Его единственные друзья - книги, любимое времяпрепровождение - долгие прогулки при свете луны. Дюпен получает наслаждение, выстраивая логические цепи причин и следствий, позволяющих обнажить механизм преступления. Он «расшифровывает» криминальные загадки, перед которыми пасуют профессиональные полицейские сыщики. Дюпен - предтеча таких персонажей мирового детектива, как Шерлок Холмс Конан Дойля, инспектор Мегре Ж.Сименона, герои Агаты Кристи.

В новелле «Тайна Мари Роже» (The Mistery of Marie Rog сюжет основан на реальном событии, действие происходит в Париже.

Молодая красивая женщина Мари Роже покидает дом своей матери, сообщив, что намерена провести день у тетушки, и пропадает. Четыре дня спустя в Сене выловлен ее труп со следами совершенного насилия; Парижская полиция бессильна найти преступника. Префект просит помощи у Дюпена. Рассуждая логически, Дюпен предполагает, что убийство совершил какой-то тайный поклонник Мари Роже, который сбросил труп с лодки в реку, сошел на берег, а затем оставил лодку плыть по течению. Это предположение и помогло найти преступника, хотя в новелле не сказано конкретно, как это произошло и кто оказался убийцей.

По широко использует в новеллах мотив недосказанности, апеллируя к воображению и фантазии читателя. В «Похищенном письме» (The Purloined Letter, 1844) содержание письма остается неизвестным; в «Убийстве на улице Морг» (Murders in the Rue Morque, 1841) можно вообразить конкретные его подробности, исходя из логических рассуждений Дюпена. Эти произведения образуют новеллистическую трилогию, в центре которой фигура Дюпена.

Классикой детективного жанра является новелла «Золотой жук» (The Golden Bug), герой которой Вильям Легран - фигура, аналогичная Дюпену. Он наделен выдающимися способностями, но мрачным мизантропическим складом характера. Ища желанного уединения на безлюдном острове, Легран находит таинственного золотого жука и пергамент, испещренный загадочными криптограммами. Детально и предельно конкретно фиксирует новеллист процесс того, как Легран расшифровывает письмена благодаря своей безупречной логике. В итоге удается обнаружить клад капитана Кидда, главаря пиратов - сундук с золотыми и серебряными монетами, бриллиантами и другими драгоценностями.

Вне зависимости от материала и даже от жанра, к которому принадлежат новеллы По - притчевые, детективные, юмористические, пародийные и т.п., - законом, определяющим характер повествования, остается многозначность смысла, корректируемая точностью и выразительностью подробностей.