Романтизм как литературное направление, время его появления в разных странах, основные представители в каждой из стран.

Просвещение — философия рационализма, разума. Но против этого выступил сентиментализм. Правда он не отрицал разум — он говорил, что разум надо подправить чувством, потому что нельзя игнорировать сердце. Сентиментализм — проявление отдельных сторон человеческой души. В романтизме — «трансцендентальное», чувства романтиков. У романтиков это человек — который может ничего не любить, потому что ничто не соответствует идеалу, то есть чувство даётся как мироощущение. Шеллинг вывел человеческое состояние за пределы мира. Ибо мир — это не только то что видно, но и то что не видно, а то, что можно чувствовать. А что мы чувствуем - в первую очередь противоречивость идеального и реального. Но Шеллинг говорил о единстве идеального и реального. Сюда же натурфилософия, иррациональность — особенность романтизма. Вопрос «почему» остаётся без ответа. Многое в мире нельзя объяснить и прежде всего — человека. У человека всех авторов 18 века поступки мотивированны, человек рационален. У романтика человек иррационален. Шеллинг укоренил понятие об иррациональности мира, которое по ходу 19 века начинает стираться по мере того, как общественные отношения станут более чёткими.

Наполеон как раз в ту эпоху действовавший (в конце революции) воплотил в себе двойственность личности, двойственность оценки людей. Одни считали его героическим защитником революции, другие — жестоким захватчиком; «Мятежной вольности наследник и убийца» (Пушкин «Недвижный страж дремал на царственном пороге…»). И мир внезапно осознал, что человек — это нечто действительно великое, большое. И встал тогда вопрос под влиянием мощной личности Наполеона: сильная натура — хорошо или плохо? И ответа на этот вопрос так и не нашли. Чем более она выдающаяся, тем более она неоднозначна.

Образцами для романтиков стали те, у кого есть двойственность: Шекспир (у которого никогда не было однозначного решения, о героях которого нельзя сказать положительный он или отрицательный; и в его драматичности столкновения человека с миром) и Сервантес «Дон Кихот» (с его недостижимостью идеала, Он Кихот — носитель идеала, которому места нет). Именно на Сервантеса опирается романтизм, говоря о том, что предметом искусства должно быть не только прекрасное, но и безобразное.

Итак, особенности романтизма:

- противоречие между идеалом и действительностью,

- представление об иррациональности мир и человека как самой выразительной части этого мира,

- масштабность человеческой личности.

Меняется романтизм на основе философской. Здесь вспоминаем Гегеля — о том, что всё иррационально, всё двойственно — единство противоположностей, а раз единство, значит, их вроде как бы и нет.

А исторический момент перемен в романтизме — реставрация во Франции. Возникновение священного союза — Меттерних австрийский канцлер и русский император. Цель союза — борьба с революционными проявлениями. Однако по-настоящему глубоко мыслящие люди понимали, что это борьба не с революцией, а с тем, что за нею следует. В частности, появилось ощущение, что после каждой революции появляется Наполеон. И именно для того, чтобы избежать этой угрозы и ещё одного Наполеона — Европа бы просто не пережила этого — и пришло воспитанному в атмосфере Просвещения Меттерниху и выращенному республиканцем Лагарпом Александру I стать противниками того, за что они на самом деле и сами ратовали бы в другой ситуации — противниками революции. И те, кто понимал глубину проблемы, стали понимать и то что старая идеология романтизма, построенная на бинарной оппозиции идеальное-реальное изжила себя, что всё гораздо сложнее. (В качестве примера Д.Л. приводит Пушкина «19 октября», об Александре I: «Простим ему неправые гоненья, Он взял Париж, он основал Лицей»)

Появлялись новые идеалы — идеалы буржуазные. Не те, что в 18 веке были прогрессивными — идеалы равенства, а идея собственности, идея личной корысти, идея разумного подхода к миру — и против этого будет выступать уже поздний романтизм. Это будет в Англии, в Германии, где увидит, что бороться бесполезно и уйдёт со сцены. А вот во Франции романтизм будет всё такой же — и поспособствовала этому вторая буржуазная Революция 1830 года. А в 1848 году в Германии, Франции и Австрии — третья революция. И всему этому во Франции сопутствует романтизм. Потому что это и есть «достижение идеала — разочарование». И то, что это происходит во Франции в действительности обусловливает особую жизнь французскому романтизму во времени.

США. Это страна, которая изначально сложилась как буржуазная, где идеал человека разумного и корыстного обнаружился с самого начала. Но там это было более на реальной почве до того, как американцы познакомились с европейским романтизмом. Родился американский романтизм сам, но развивался под влиянием европейского — это было тоже типологическое сходство, то есть тип человека, который соответствовал действительности и который раскрывался.

(Основные представители, серьёзно? Эм… Ну я просто выпишу из лекций и списка, ладно?)

Англия.

Вордсворт, Кольридж (эти двое — лейкисты, представители Озёрной школы), Вальтер Скотт (1771-1832), Байрон, Перси Шелли.

Германия.

Шиллер, Гёте (Веймарский романтизм); Новалис, Тик, Вакенродер, Шлейермахер (иенский романтизм), Клейст, Шамиссо, Гофман, Эйхендорф, Гейне.

Франция.

Первый этап: Жермена де Сталь, Шатобриан, Констан; второй период: Мюссе, де Виньи, Гюго, Жорж Санд; Ламартин, Сент-Бёв.

США

Ирвинг, Купер, По, Готорн, Мелвилл, Лонгфелло.

 

Германия – зарождение романтизма – с 90-х голов 18 века (1797-1810 “Лекции об изящной литературе и искусстве” Августа Шлегеля и 1799 роман “Люцинада” Фридриха Шлегеля) – Новалис,(1800 “Гимны к ночи”), Людвиг Тик, Клеменс Брентано (сборник народных песен “Волшебный рог мальчика” 1806-1808 вместе с Людвигом фон Арнимом), Генрих Клейст (комедия “Разбитый кувшин” 1811), Эрнст Теодор Амадей Гофман.

 

Англия – 1790 (поэма Блейка “Свадьба рая и ада) – Байрон (1812-1818 “Паломничество Чайльд Гарольда”, 1819-1824 “Дон Жуан”), Шелли, Вальтер Скотт (“Айвенго” 1820), Томас Мур, Вильям Вордсворт, Роберт Саути, Томас Пейн, Вильям Блейк, Джон Китс

 

Франция –1831 год (создание “Собора Парижской Богоматери”) - Гюго (1862 “Отверженные”), Шатобриан, Жорж Санд (для тех, кто все еще не знает – это ЖЕНЩИНА!) (“Консуэло” 1842-1843), Альфонс де Ламартин (не самый великий поэт Франции, но имя стоит запоминания), Альфред де Мюссе

 

Россия – Жуковский, Баратынский, Козлов, Дельвиг, Рылеев, Кюхельбекер, Одоевский, Батюшков

 

Америка – Вашингтон Ирвинг («Рип Ван Винкль» 1819), Эдгар По («Маска Красной смерти», «Золотой жук» 1843), Джеймс Фенимор Купер («Последний из магикан» 1826), Герман Мелвилл («Моби Дик, или Белый Кит» 1851), Натаниель Готорн («Великий карбункул»).