Особенность лирики У.Вордсворта.

Одним из зачинателей романтизма в английской литературе является Вильям Вордсворт. Его обычно относят к поэтам «озерной школы» или «лейкистам» (от англ. lake – озеро), поскольку он проживал в живописной местности Кэмберленд, изобулующей озерцами.

Вордсворт поддерживал Великую Французскую революцию. В 1792 году. В уезжает в Париж, чтобы присутствовать при «рождении нового мира». ВФР оказала огромное влияние на формирование личности поэта, способствовала развитию его таланта. Именно во Франции научился Вордсворт понимать жизнь и надежды народных масс. Под влиянием «пафоса благородного негодования» на «социальную несправедливость» родились произведения, исполненные глубокого демократизма и гуманизма ( «Вина и Скорбь», «Раззоренная хижина», трагедия «Пограничные жители» (там человек-рационалист, который оправдывает любое преступление, исходя из разума). Первые произведения несут будто отпечаток 18 века.

Вордсворд живёт в озёрном крае Кэмберленд, и его настоящее творчество начинается в содружестве с двумя поэтами - Колридж, Саути (также поэты-лейкисты).

Перелом в творчестве происходит после 93-94 года, после Якобинского правления во Франции; у В возникает идея противопоставления мира человека, наполненного политикой и прочим, природе; тема природы переходит в тему человека, живущего на природе: территории для хлебопашества мало; крестьянство - часть светлого начала, которое не имеет ничего общего с капиталистической действительностью; природа и человек природы - единственное, о чём можно писать; "всё в природе достойно вдохновения". Вордсворт – человек, который размышляет вообще (это характерно для романтизма) над этапами человеческой жизни. Первое философское стихотворение «Строки, написанные близ аббатства Тинтерн (иногда просто «Аббатство Тинтерн» называют). Его структуру повторяет сознательно Пушкин «Вновь я посетил…». Пушкин Вордсворта ценил, хотя знал в переводах ( *Саути переводил Жуковский, встречался лично). Даются этапы жизни поэта: не обычного человека, а личности индивидуальной: исключительной. Все его творчество становится выражением какой-то мысли о том, что же такое жизнь и кто ее наполняет. Это его по-своему философичная поэма «Прелюдия», где он выражает многое от собственного мироощущения. Принято было считать по поводу многих романтиков, что их произведения автобиографичны. В его поэме присутствует момент автобиографичности, который есть у романтического автора, особенно у лирического. Этот автобиографизм – не стремление рассказать о себе, а он – то мироощущение, которое человек и вкладывает в свое произведение. Он не о себе рассказывает, а идет от себя. В первых песнях поэмы Вордсворт показывает душевное состояние человека, который видит мир изменившимся, мир развивающийся по мере утраты идеального, ослабление идеального и чистого. Идея его – душевное движение человека, который наблюдает эти перемены, от страдания к терпению: к признанию того, что это страдание непреодолимо и его надо терпеть.

*(!) В учебниках если пишут, что романтизм делится на революционный – нереволюционный и т.п. не верить. Романтизм, сам по себе, по своей идейной позиции – он весь революционный, он весь направлен против действительности с позиции идеала. Только протест у каждого автора выражен по-своему.

 

У него появляется эта идея как основа противостояния мира. В этой поэме он обращается, прежде всего, к тем, кто страдает. Там появляется момент, когда крестьянка голодная, кое-как одетая, пасет тощую телку и это наблюдает офицер французской армии, человек, который говорит: вот против чего мы боролись, но борьба себя и не оправдала.

Вот о чем говорит автор: «И верил я, что вскоре навсегда исчезнет бедность жалкая, что мы увидим, как природа безвозмездно плодами щедрыми вознаградит смиренных, незлобивых, терпеливых детей труда». Но вера эта неосуществима, идеал в реальности не воплотился.

Еще одна его поэма, где звучит та же мысль, - «Прогулка» (Поэма, к которой он пишет предисловие). Мысли, которые он выражает в предисловии потом войдут в манифест озерных романтиков (почему, собственно, и говорим, что это школа – они вырабатывают свои принципы).

Пишет: главный предмет поэзии – положение и происшествия в реальной жизни, при том в какой жизни, он уточняет: скромной, деревенской, близкой к прекрасной и неизменной жизни природы. Это, собственно, его позиция, ему принадлежащая и очень четкая.

У Пушкина есть стихотворение «Сонет» («Суровый Дант не презирал сонета») там он упоминает Вордсворта: «Когда вдали от суетного света. Природы он рисует идеал».

Это то что действительно составляет его особенность. В основе творчества В - жизнь народная, вблизи природы. Но у него появляется один пункт (общеромантический момент, типологическая особенность): он говорит о том, что природа дает то чувство, которое может лечь в основу поэзии, потому что природа – она божественна, она связана с волей Творца, а задача поэта – поддерживать отношения м/у человеком и Творцом. Этот пункт поэзии как носителя божественного начала, божественного происхождения поэзии, будет характерен не только для Вордсворта.

Что касается поэмы «Прогулка»: в основе ее лежит даже та же идея стоицизма, христианского терпения. Изображается рост города и гибель деревни. Вот об этом, как раз говорят, встретившиеся на прогулке три человека, о том, как это надо воспринимать. Один из них пастор-странник: сельский пастор, человек, для которого это все очевидно, он говорит о том, что необходимо смирение. Коробейник поддерживает его, прислушивается к нему. Еще один их спутник – «одинокий», который сомневается, что все происходит по воле провидения, в итоге он признает себя побежденным в этом споре. Такая христианская идея смирения у Вордсворта ярко выражена. Она имеет смысл факта мироздания (так создан мир, в этом мире живет человек).

 

В 1798 г происходит издание сборника баллад лейкистов под названием "Лирические баллады"

Интерес к балладе в конце 18 в; малый лирический жанр, предполагает таинственность, загадочность; значительны моменты для романтизма как искусства, романтической эстетики.

 

Идеи: для лирики нужен новый язык; борьба романтиков с классицизмом; в разных странах, но именно в той области, где классицизм оказался наиболее сильным и выразительным; в жанре драмы после Шекспира классицизм торжествовать особо не мог; английские лирики начинают наступление на старое, потому что оно уже не отражает современного понимания; стихотворение должно быть написано определённым языком; все формулы, искусственности языка должны быть удалены, так как это были выкладки разума, он должен замениться эмоциями; поэзия выражает человеческие чувства, в этом её философская истина; "Истина, которую страсть доносит до сердца живой", стихи, которые может воспринимать каждый

 

(из хрестоматии): Работая над своим балладами для сборника «Лирических баллад», Вордсворт произвел подлинную реформу в области литературного языка того времени, введя в ткань своих поэтических произведений разговорный язык крестьян северо-запада Англии. Этим он нанес сокрушительный удар эпигонам классицизма и расчистил почву для дальнейших успехов романтизма. Ломая устаревшие каноны, Вордсворт сделал героями своих баллад представителей низших классов – фермеров, батраков, безработных. Этим он объективно демократизировал весь литературный процесс своего времени.

(из учебника):

Исключительная ясность поэтической формы, глубокий лиризм, тонкое чувство природы, ведение диалога – вот что характеризует баллады Вордсворта. Их сюжеты построены крайне просто. Так в балладе «Мечтания бедной Сусанны» рассказывается о деревенской девушке, попавшей в Лондон. Песня ручного дрозда, случайно услышанная ею на улице, приводит ее в состояние экстаза и она вся отдается воспоминаниям о родном крае. Вместо унылой городской картины ей рисуется деревенский пейзаж, она вновь переживает радостные моменты своего детства. Однако видение быстро исчезает, ее ожидают «сума с клюкой да медный крест, да нищество, да голодовки».

Романтизм Вордсворта проявился в его стремлении передать в образах загадочность и непостижимость окружающего мира, так в стихотворении «Кукушка» , рассказывая о встрече с «певицей весеннего леса» автор придает этому случаю некий таинственный смысл, зовет кукушку «птицей-тайной», «загадкой».

Еще с большей силой мысль о загадочном в нашем мире выражена в стихотворении «Нас семеро»: крестьянская девочка не осознает грани между бытием и небытием и ее умершие брат и сестра не воспринимаются ею как утраченные. В этом, по мнению Вордсворта, проявляется вся мудрость, т.к. романтики считали, что дети неизмеримо более чуткие, чем взрослые

Общая тональность стихотворений Вордсворта минорная, элегическая. Причины своей элегической грусти Вордсворт раскрывает в цикле «Люси» . В этом произведении в романтико-символической форме он осмысливает гибель своих юношеских мечтаний, навеянных утопиями просветителей о всеобщей гармонии и счастье.