· Лорд Джордж Гордон Байрон (1788-1824)
o самый крупный автор среди романтиков; с ним очень связана русская литература
o поэт позднего романтизма
o остро ощущал своё время ‒ бессмыслица круговорота
· Герой Байрона (и вообще романтический):
o образ человека, в своём протестующего страдании
o в гордом восстании опирается на самого себя
o герой - всегда необыкновенная личность, резкий индивидуалист
o никаких исходных причин мы не видим
o мы догадываемся, что причина - это столкновение со своим миром
o сложная и необъяснимая натура
o не можем сказать, положительный он или отрицательный
· Совершает путешествие вдоль берегов Европы
o оно раскрывает ему очень особенности природы, типа человека, состояния
· Поэма "Паломничество Чайлд-Гарольда"
o первое великое произведение, которое сделает Байрона романтиком
§ сначала – сборник "Часы досуга", подражание классицизму
o задумал как путевой дневник в форме художественного произведения
o потрясающий успех, она сделали Байрона поэтом времени
o неоконченная поэма; считает лучшим произведением
o это странствие, которое проделал он сам
§ восстановление местного колорита (особенность романтизма)
§ Албания - как противоположность бездуховной Англии
§ воспевает борющихся испанцев против Наполеона
o у Ч-Г. чувство оторванности, одиночества, страдания; он яркая индивидуальность, его никто не понимает, поэтому одиночество - его судьба
§ чувства, которые испытывали многие современники
§ унылый романтизм - против кого бороться, против себя?
o потом возвращается в Англию на неск. лет и снова уезжает, опять в нечеловечество
o Б. говорит о времени
§ оценивает французскую революцию и просветителей, к-рые к ней привели
§ отношение к Наполеону как к тирану переоценивает
· было: победа на Ватерлоо ‒ скептически ‒ мир с победой получил лишь новых королей
· теперь: волку льстить, покончив с мощью льва
§ романтическая особенность диалектического мышления
o разговором о времени заканчивается разговор о герое
· Продолжает писать о том, что его волнует - о судьбе индивидуальности
· "Восточные поэмы"
o «Гяур»; «Абидосская невеста»; «Корсар»; «Лара»; «Осада Коринфа»; «Паризина»
o обращение к Востоку ‒ для романтизма характерно, Байрон не был новатором
§ страны, не похожие на цивилизованную Англию
§ необыкновенный местный колорит, морская стихия
§ море как символ борьбы начиная с Байрона
o почти в каждой поэме появляется любовь; «Гяур» и «Паризина» - там это тема
o «Корсар», например
§ Корсар - морской разбойник, пират
· был слишком горд, чтобы унижаться; перестал быть добрым
§ единственное доброе чувство Корсара - к Медоре, которая живёт в замке
· она пытается призвать Корсара к добру; он говорит, что ненависть к миру и любовь к ней связаны
§ он попадает в плен, и там появляется другая женщина, которая помогает ему, а он её признать не может - она, как он, борец, а Медора - это единственное светлое пятно; он возвращается из плена, а Медора умерла; для него наступил новый этап жизни - сломалось ещё одно в его душе; мы видим его стоящим над морской бездной
· У Байрона личный элемент мироощущения
o рассмотреть весь драматизм судьбы такого человека
o трагизм индивидуальной личности, которая страдает от своей исключительности
o чем дальше, чем больше, Байрон возводит это в драматизм
· Две философские поэмы – «Манфред» и «Каин» (обе в переводе Бунина)
· «Манфред»
o он живёт в замке, затерянном в Альпах; два действующих лица: герой и поселянин-охотник, который бросает ему обвинения - почему он так не любит человечество; М. отвечает самому себе; рефлексия начинается отсюда
o надрыв произошёл изнутри; бросает вызов человечеству и богу
§ поставил своей целью абсолютное знание - то, что человеку не дано
§ и достиг этого знания, и почувствовал абсолютную пустоту - зачем?
o как Печорин, губил тех, кого любил; вспоминает Астарту - его «души сестра»
o хочет покоя и забвения, но не может забыть
o напоминает Фауста (хотя тот ещё не был закончен)
· «Каин»
o вопрос о том, что человек восстаёт против бога
o дано ли человеку восстановить справедливость?
o Каин один обращает внимание на некоторые вещи
§ например, Люцифер показывает ему погасшие светила
§ узнаёт впервые, что такое смерть; для него теряет смысл сама жизнь
§ вопрос о справедливости мироздания; конфликт нарастает
o видит, как Авель приносит агнца на заклание, приходит в ярость
§ вывод, что бог кровожаден
§ пытаясь переубедить брата, бросается на него и в ярости его убивает
o человек, который восстал против смерти, первым принёс с жизнь смерть
o идея борьбы заканчивается с признанием обречённости
o на него ставит клеймо ангел, не даёт ему умереть, должен жить в сознании того страшного исхода борьбы