Смысл образа байроновского (байронического) героя и его значение в европейской литературе.

 

· Под влиянием Байрона возникло романтическое течение в литературе начала XIX века – байронизм

o один из эпизодов поэзии «мировой скорби»

§ Байрон придал этой поэзии отпечаток своей необычайной личности

§ во всех европейских литературах

· Причины широкой популярности Байрона в 20-40-х годах XIX века

o космополитический размах творчества

o соответствие запросам эпохи, склонной к пессимистической оценке жизни

o громадная эстетическая ценность

· Разное воздействия творчества Б. ‒ прямое подражание, заимствование, более или менее широкое влияние на творчество

o чем крупное талант, тем меньше была эта зависимость

o лишь элемент в развитии собственных творческих замыслов поэта

· Байронический герой

o человек, протестующий в своём страдании

o в гордом восстании опирается на самого себя

o герой - всегда необыкновенная личность, резкий индивидуалист

o никаких исходных причин мы не видим

o мы догадываемся, что причина - это столкновение со своим миром

o сложная и необъяснимая натура

o не можем сказать, положительный он или отрицательный

· Англия

o байронизм менее всего сказался на родине Б.

o дух резкого социально политического протеста, свободомыслия, космополитизма и пессимизма мало соответствовал национальным традициям и настроению английского общества

o некоторые писатели – например, Карлейль, Дизраэли, Теннисон, Рэскин

· Франция

o почти ни один представитель «романтической школы» не избег обаяния Б.

o воспринимают творчество Б. с разных сторон

o Ламартин (написал 5ю песнь «Чайльд-Гарольда»; но коренное различие с Б. – он прирожденный оптимист)

o Альфред де Виньи - родственное Б. настроение

o Виктор Гюго (байронизм преимущественно с его оппозиционно-политической стороны – Б. как певец политической свободы)

o Стендаль ‒ привлек крайний индивидуализм байроновских героев

o Альфред де Мюссе ‒ меланхолия, разочарование, душевный разлад

· Испания, Италия – как борец за их политическую свободу

· Германия

o Гёте – считал его величайшим поэтом XIX в. (единственный романтик, которого он признавал); изобразил во II-й части «Фауста» в лице гениального юноши-идеалиста Эвфориона, который безвременно погибает и горько оплакивается окружающими

o Гейнрих Гейне – считается самым талантливым представителем байронизма в немецкой литературе

· Россия

o с 1819 ‒ кружок Вяземского и Жуковского

o почти все поэты пушкинской эпохи переводили Б. или сочувствовали его поэзии

o Кюхельбекер, Батюшков, Дельвиг, Баратынский, Полежаев

o наибольшее значение ‒ Пушкин и Лермонтов

o Пушкин в ссылке на юге России «с ума сходил по Байрону»

§ навеяны «Кавказский Пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» и отчасти даже «Полтава» (с эпиграфом из Б. и ссылкой на его «Мазепу»)

§ лирические отступления в Онегине, сам образ Онегина

§ также живопись природы и пафос в прославлении свободы («Восстань, о, Греция, восстань», «Кинжал» и др.)

o «мировая скорбь» мало была свойственна жизнерадостной природе П.

§ байронизм был мимолетным эпизодом в эволюции его творчества

o Лермонтова байронизм глубже затронул, родился «мировым скорбником»

§ мятежная и меланхолическая душа, гордо замкнутая в своем «я»

§ байроновские мотивы перерабатывает совершенно самостоятельно, опираясь на личные переживания и запросы русской современности

§ «Нет, я не Байрон, я другой, ещё неведомый избранник»

§ байронизм сочетался с руссоизмом (и непосредственно, и через Б, большого поклонника Руссо)

o в Печорине создал один из самых замечательных вариантов байроновского «скорбника»; но тип в России измельчал и перестал быть борцом за идеалы