Гейдельбергский романтизм, его связь с историческими событиями времени. Идея «народности», обращение к фольклору («Волшебный рог мальчика»).

Этапы немецкого романтизма: 1 – йенский (Шлегель, Новалис, Тик), 2 –гейдельбергский(Арним, Брентано, Клейст), 3 – в эпоху Реставрации – (Гофман, Шамиссо, Гейне).

Второй этап немецкого романтизма наступил после 1812 года. Величие Наполеона уже признавали – вопрос о сильной личности и ее правах. Возникает второй вопрос – о народной массе, а, следовательно, повышается интерес ко всему народному: фольклору, духовной культуре. Идеальное рассматривается не как индивидуальное, а как изначально коллективное. Эта новая теория зародилась в г. Гейдельберге (отсюда и название этапа – гейдельбергский). Если для первого этапа Средние века – миф, противопоставленный действительности, то для второго этапа Средневековье – символ рыцарства, доблести и благородства. Интерес к фольклору – представления о народе как о воплощении идеального духовного начала. Гейдельбергские романтики – Арним, Брентано, Геррес, братья Гримм.

Ахим фон Арним(1781-1831) – выходец из старинной дворянской семьи, родился в Берлине, учился в Геттингене, потом поселился в Гейдельберге. Был больше прозаиком, чем поэтом («Ариэль», «Изабелла Египетская»). В отличие от своего аристократического друга Клеменс Брентано (1778-1842) происходил из бюргерской среды. Сын франкфуртского купца итальянского происхождения, учился в Йенском университете, затем жил в Гейдельберге. Из-за осложнений в личной жизни ушел в монастырь, позднее совершил паломничество в Рим. По большей части поэт, но писал и в прозе («Сказка о храбром Касперле и пригожей Аннерль» - в хрестоматии «История о честном Касперле и прекрасной Аннерль»!).

Совместный труд над собиранием, обработкой и изданием немецких народных песен объединил Арнима и Брентано. Результатом их творческого союза явился сборник «Волшебный рог мальчика» (издавался в 1810-е гг.), занявший важное место в немецкой романтической поэзии. Это издание народных песен в поэтической обработке – произошло столкновение с братьями Гримм, которые считали, что народное творчество не нужно обрабатывать. Корпус песен включает в себя лирику вагантов (бродячих студентов), поэтическую критику Тридцатилетней войны (1618-1648), а также вневременное высмеивание людских пороков и сословных перипетий. На титульном листе стояло посвящение: «Его превосходительству господину тайному советнику фон Гёте». Гете с восхищением принял дар молодых поэтов и предсказал ему долгую и славную жизнь.

 

Далее приведу для ознакомления несколько текстов, чтобы вы имели представление о сборнике. Итак, ключевые моменты: