Богослужение в Неделю Пасхи

Пасхальное богослужение – уникальное и самое торжественное в Православной Церкви. Это и понятно, ведь раз Пасха – «праздников праздник», по степени важности превосходящий двунадесятые праздники, то и богослужение ее должно быть особым, непохожим на богослужения других праздников. В связи с этим все службы суточного круга на Пасху (начиная с утрени) и в дни Светлой седмицы совершаются особым чином, который называется пасхальным. Заметное отличие пасхального чина – полное отсутствие чтений: все псалмы[1] и молитвы служб суточного круга, которые исполняются чтецом, в эти дни совершенно упраздняются, а все имеющиеся молитвословия поются. Поэтому все важнейшие службы суточного круга имеют сокращенное последование, а второстепенные – повечерие и полунощница – на Светлой седмице опускаются вовсе.

Прежде чем обратиться к рассмотрению пасхальных служб, нельзя не

отметить следующий важный аспект. Любой священнослужитель и

церковнослужитель должен знать последование пасхальной службы «на зубок», чтобы не допустить ненужных ошибок и не испортить настроение себе и сослужащим. Необходимость такого повышенного внимания к службам пасхального чина обусловлена не только высочайшим статусом самого праздника, но и во многом тем, что службы Пасхи, особенно в том виде, как они совершаются в нашей приходской практике – очень динамичные и скоротечные. Да, печатаются особые книжицы, где последование пасхальной службы расписано до мелочей, однако нужно помнить, что зачастую у священнослужителя просто даже нет времени лишний раз посмотреть в эту книгу, тем более не может быть речи о внимательном ее изучении уже по ходу самой службы! Если же священник служит один, то у него (особенно во время канона) зачастую нет даже возможности «подсказывать» диакону или пономарям. В связи с этим хочется напомнить истину, которая и так кажется банальной: на пасхальной службе каждый священнослужитель и церковнослужитель должен вплоть до мелочей знать не только последование службы в целом, но и «свой маневр», т.е. свои действия (обязанности) во время этой службы.

Отдельно следует сказать о христосовании с народом. Конечно, радостный возглас священнослужителя «Христос воскресе», на который следует ликующий ответ «воистину воскресе» — украшения пасхальной службы. Однако и здесь нужно придерживаться чувства меры, помня слова апостола: «Все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40). В практическом смысле это значит, что священнослужителю не следует во время богослужения при всяком удобном случае возглашать «Христос воскресе», но делать это только в строго определенные моменты службы. Типикон вводит пасхальное поздравление в богослужебный чин только после праздничного отпуста, т.е. по разу в конце каждой службы: вечерни, утрени и литургии (в конце пасхального часа христосования не бывает). Богослужебная практика почти повсеместно узаконила еще несколько моментов: в завершении пасхального начала (на вечерне, утрене и литургии), после катавасии каждой песни канона на утрене, после чтения «Слова огласительного…» и в конце проповеди (любой). Думается, перечисленных случаев уставного христосования вполне достаточно для поддержания чувства ликования у верующих на протяжении всей службы. В частности, если сосчитать все возгласные поздравления на утрене и литургии в день Святой Пасхи, то получим 13 раз без учета проповеди (11 раз на утрене и дважды на литургии). В связи с этим все иные случаи самочинных возглашений «Христос воскресе», которые допускают некоторые священнослужители, следует квалифицировать как произвол и игнорирование чувства меры. Особенно ненормальным выглядит распространенное заблуждение, согласно которому «Христос воскресе» возглашается при совершении любого каждения. Представим следующую ситуацию: при чтении Апостола диакон, совершающий каждение, трижды громко возглашает «Христос воскресе», на что народ, разумеется, еще громче отвечает «Воистину воскресе». В такой обстановке о внимательном слушании Священного Писания не может и речи быть. Конечно, чтец может вовремя сделать паузу в чтении и продолжить после того, как вновь воцарится тишина в храме, но спросим себя: насколько правомерно такое прерывание чтения Слова Божия только по причине самочинной выходки диакона?