Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака

Служение одному святому без знака – наиболее распространенный случай в период пения Цветной Триоди. В Месяцеслове Типикона в апреле и мае (т.е. в те месяцы, на которые приходится данный период[14]) святых, не имеющих знака — подавляющее большинство (служба одному святому без знака встречается в апреле и мае около 40 раз!). Потому мы возьмем этот вариант за образец и рассмотрим его максимально подробно.

Далее перечислены особенности в отправлении изменяемых частей богослужения; в то же время изменения в последовании, связанные с пением пасхальных песнопений и уже отмеченные в параграфе 1.1., мы повторять не будем. Основным источником при составлении такой службы является 50-я глава Типикона, прежде всего статьи, посвященные понедельнику Антипасхи, а также общая статья «Подобает ведати: Како поется от недели Фомины Триодь с Минеею во всю 50-цу, коея седмицы, даже до отдания Пентикостии…».

Сразу скажем, что изложенный далее Устав является универсальным, т.е. соответствующим попразднствам всех праздников Триоди, независимо от седмицы. Различия же между седмицами Пятидесятницы проявляется только в пении тропарей, причем здесь можно выделить три варианта:

А) в попразднства Антипасхи и Преполовения тропари (везде, где они употребляются) поются по схеме, идентичной попразднству двунадесятых праздников;

Б) в попразднства Недели о расслабленном, Недели о самаряныне и Недели о слепом пение тропарей в седмичные дни напоминает чин пения тропарей в воскресный день;

В) в попразднство Недели жен мироносиц тропари поются по особому Уставу (в связи с наличием нескольких праздничных тропарей).

Далее мы будем отмечать только схему пения тропарей в вариантах А и Б, тогда как вариант В будет рассмотрен отдельно в параграфе 3.3.

 

Вечерня

Стихиры на «Господи, воззвах...»:стихиры праздника Триоди — 3;стихиры святого — 3; «Слава, и ныне»: стихира праздника Триоди (стихиры на «Слава» святые без знака в этот период, как правило, не имеют).

Стихиры на стиховне: стихиры Триоди во вседневными припевами вечерни (эти стихиры взяты из Октоиха). «Слава, и ныне»: стихира праздника Триоди.

По «Ныне отпущаеши...»:А) в попразднства Антипасхи и Преполовения: тропарь праздника один раз. Если святой имеет тропарь (что бывает нечасто), то поем тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь праздника;

Б) в попразднства Недели о расслабленном, Недели о самаряныне и Недели о слепом: тропарь воскресный, «Слава, и ныне» - Богородичен воскресный настоящего гласа. Если святой имеет тропарь: тропарь воскресный, «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря святого (см. понедельник 4-й седмицы по Пасхе).

Повечерие

Канон: Богородице из Октоиха и трипеснец Триоди (в субботу — четверопеснец), причем в тех песнях, где есть трипеснец, канон Богородице опускается.

По Трисвятом: кондак праздника Триоди.

Полунощница

Вседневная (в субботу — субботняя) полунощница по чину.

Утреня

По «Бог Господь...»:А) в попразднства Антипасхи и Преполовения: тропарь праздника 2 раза; «Слава, и ныне»: тропарь праздника. Если святой имеет тропарь: тропарь праздника 2 раза; «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: тропарь праздника;

Б) в попразднства Недели о расслабленном, Недели о самаряныне и Недели о слепом: тропарь воскресный 2 раза, «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный настоящего гласа. Если святой имеет тропарь: тропарь воскресный 2 раза, «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря святого.

Седальны по кафисмам: по 1-й кафисме: седальны Триоди со стихами на ряду (заимствованы из Октоиха).

по 2-й кафисме: седален праздника Триоди, «Слава, и ныне»: тот же седален.

Канон: праздника Триоди на 8 и святого на 4.

Катавасия — ирмос канона святого; поется по каждой песни (так как используется вариант пения библейских песней «Поем Господеви…», который предполагает пение катавасии по каждой песни).

По 3-й песни: кондак и икос (если есть) святого, седален святого; «Слава, и ныне»: седален праздника Триоди.

По 6-й песни: кондак и икос праздника Триоди.

По 9-й песни: «Достойно есть…» не поется. Светилен праздника; «Слава, и ныне»: тот же светилен. В попразднство Антипасхи, где имеется два праздничных светильна, читается 1-й светилен праздника; «Слава, и ныне»: 2-й светилен праздника. Если святой имеет светилен (крайне редко, напр. 1 апреля и 26 мая): светилен святого; «Слава, и ныне»: светилен праздника.

Стихиры на «Хвалите...»: стихиры Триоди на 4 (эти стихиры заимствованы из Октоиха); «Слава, и ныне»: стихира праздника Триоди.

Стихиры на стиховне:стихиры праздника Триоди с праздничными припевами. «Слава, и ныне»: стихира праздника.

По «Благо есть...»:А) в попразднства Антипасхи и Преполовения: тропарь праздника один раз. Если святой имеет тропарь: тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь праздника;

Б) в попразднства Недели о расслабленном, Недели о самаряныне и Недели о слепом: тропарь воскресный, «Слава, и ныне» - Богородичен воскресный настоящего гласа. Если святой имеет тропарь: тропарь воскресный, «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря святого

На часах

Тропарь праздника (в попразднства Недель о расслабленном, о самаряныне и о слепом – воскресный тропарь гласа); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак праздника (на каждом часе).

Если святой тропаря не имеет (что бывает чаще), то читается лишь тропарь праздника (или воскресный).

Литургия

«Блаженны»:рядовая песнь канона праздника на 6.

По входе:

в храме Господском: тропари праздника (в попразднства Недель о расслабленном, о самаряныне и о слепом – воскресный тропарь гласа) и святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника;

в храме Богородичном:тропари: праздника (воскресный), храма и святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника;

в храме святого:тропари: праздника (воскресный), храма, святого Минеи; кондак храма; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника.

Примечания: 1) тропарь и кондак Господского храма и кондак Богородичного храма в данный период не поются;

2) если святой не имеет тропаря и (или) кондака, то в вышеуказанных схемах остаются лишь песнопения праздника и храма.

Прокимен, Аллилуиаипричастен — праздника.

АпостолиЕвангелие — рядовые.

Если святой имеет чтения на литургии (что бывает очень редко – 1 мая, 6 мая, 11 мая), то добавляются прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен святого.