Особенности всех богослужений суточного круга в случае двух святых

Сразу отметим, что когда мы говорим о службе двум святым, то подразумеваем вседневную службу двум святым. В Типиконе представлен только один случай возможного соединения службы великому святому со святым без знака – 8 мая, тогда как все другие случаи, когда память двух святых совершается в один день, или не имеют знака, или (редко) могут иметь шестеричный знак. Потому и ниже мы рассмотрим особенности в случае соединения вседневной службы двум святым с праздником Триоди.

Сразу отметим, что месяцеслове Типикона в апреле и мае насчитывается всего 7 дней, когда совершается память двух святых без знака: 4, 17, 21, 28 и 29 апреля, 12 и 18 мая. В целом совершается та же вседневная служба, что и в случае одного святого без знака. Что интересно, даже устав пения тропарей всегда совпадает, ибо среди всех указанных семи случаев нет ни одного дня (!), когда в Уставе было бы два разных тропаря, т.е. каждый святой имел бы свой тропарь. Чаще всего оба святых не имеют тропарей (4, 17, 21 апреля, 18 мая), редко они имеют общий тропарь (12 мая) или тропарь есть только у 1-го святого (28 и 29 апреля). Получается, что в дни памяти двух святых тропари (во всех местах богослужения, где употребляются эти песнопения) поются так же, как в случае одного святого. Значит, нет необходимости рассматривать гипотетический (не имеющий отношения к практике) случай пения тропарей двум святым на вседневном богослужении.

Соответственно, отличия между службами одного святого и двух святых без знака проявляются лишь в пении стихир на вечерне и канона на утрене. Именно эти элементы мы и рассмотрим ниже.

Вечерня

Чтобы понять изменения, происходящие в пении стихир на вечерне, вспомним, что на стиховне в Триоди находятся стихиры, заимствованные из Октоиха. Потому ими Устав «жертвует» в первую очередь, заменяя их стихирами праздника, расположенными на «Господи, воззвах…»

Стихиры на «Господи, воззвах...»: 3 стихиры 1-го святого и 3 стихиры 2-го святого; «Слава, и ныне»: стихира праздника Триоди (ни в одном из семи случаев святые не имеют стихиры на «Слава»).

Стихиры на стиховне: стихиры праздника Триоди из «Господи, воззвах…» с праздничными припевами (припевы берутся со стиховни утрени этого же дня). «Слава, и ныне»: стихира праздника Триоди (со стиховни, т.е. на ряду).

Утреня

Канон: праздника Триоди на 6, 1-го святого на 4 и 2-го святого на 4.

Катавасия — ирмос канона 2-го святого (поется по каждой песни).

По 3-й песни: кондак 1-го святого[15], седален 1-го святого; «Слава»: седален 2-го святого, «И ныне»: седален праздника Триоди.

По 6-й песни: кондак и икос праздника Триоди[16].