Особенности всех богослужений суточного круга в случае бденного святого

На данный период приходится три уставных бденных праздника – великомученика Георгия Победоносца (23 апреля), апостола и евангелиста Иоанна Богослова (8 мая) и святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (11 мая)[17]. Кроме того, бдение на приходах могут совершать в отдельные полиелейные праздники (особенно 9 мая – Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца), тем более что Устав зачастую позволяет настоятелю «повышать» полиелейную службу до статуса бденной.

Сразу отметим, что 8 мая мы имеем уникальный случай – вариант соединения службы бденному святому (ап. и еванг. Иоанну Богослову) со службой другому святому (преподобному Арсению). Впрочем, в приходской практике служба преподобному зачастую опускается, потому мы не будем рассматривать этот день отдельно, но представим особенности для общего случая, когда служба одного бденного святого соединяется со службой попразднства праздника Триоди.

Так как служба бденному святому во многом похожа на службу полиелейному святому, мы не будем рассматривать все ее изменяемые части, а, предлагая взять за основу предыдущий случай, сосредоточим лишь внимание на тех частях, которые имеют (или должны иметь) индивидуальные особенности.

Малая вечерня

На «Господи, воззвах...»стихиры святого на 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника (Устав не уточняет, какую именно стихиру петь в данном месте; скорее всего, стихиру продублировать ту же стихиру, которая находится в Триоди на ряду и которая будет звучать также на великой вечерне).

Стихиры на стиховне: стихиры святого с их припевами; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника (также из вечерни данного дня в Триоди).

По «Ныне отпущаеши...»:А) в попразднства Антипасхи и Преполовения: тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь праздника;

Б) в попразднства Недели о расслабленном, Недели о самаряныне и Недели о слепом: тропарь воскресный, «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря святого

Великая вечерня

Стихиры на литии: стихиры святого; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника Триоди (предпочтительнее взять ту, которая в Триоди находится на стиховне утрени, так как эта стихира не будет востребована; однако ничто не мешает и повторить ту, которая будет звучать на стиховне вечерни).

По «Ныне отпущаеши...»:А) в попразднства Антипасхи и Преполовения: тропарь святого 2 раза и тропарь праздника 1 раз

Устав не говорит о пении 3-й раз тропаря праздника, да и вообще отдельно случай совпадения бденного святого с периодами попразднства Антипасхи или Преполовения не рассматривает. Однако по аналогии с Неделей 7-й по Пасхе можно настаивать на необходимости пения здесь тропаря праздника.

Б) в попразднства Недели о расслабленном, Недели о самаряныне и Недели о слепом: тропарь святого 2 раза и «Богородице Дево, радуйся…» 1 раз.

Утреня и Часы

Точно такие же особенности, как и в случае полиелейного святого.

Литургия

По входе:в храме Господском и в храме святого (так как тропарь и кондак храма в данном случае опускается): тропари праздника (в попразднства Недель о расслабленном, о самаряныне и о слепом – воскресный тропарь гласа) и святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;

в храме Богородичном:тропари: праздника (воскресный), храма и святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника;

Прокимен, Аллилуиаипричастен—праздника и святого.

АпостолиЕвангелие — рядовые и святого.

Пожалуй, чтение рядового Апостола и Евангелия на литургии (вместе с тем пение прокимена, аллилуария и причастна праздника) – главная черта, которая отличает службу бденному святому в попразднство любого праздника от службы бденному святому без соединения с попразднством. Известно, что в случае бденного святого в седмичный день на протяжении большей части года рядовые чтения переносятся, а прокимен, аллилуиарий и причастен дня отменяются. Однако если бденный святой случится в попразднство (или двунадесятого праздника, или праздника Триоди), рядовые зачала читаются (причем перед чтениями святого), а прокимен и связанные с ним песнопения праздника поются. Соответствующее указание находим в последовании 23 апреля, а также в 11-й уставной главе Общей Минеи.