Антипасха

2-я Неделя по Пасхе имеет несколько наименований в Уставе: Антипасха, Неделя Фомина (также Неделя о Фоме), Новая неделя. Термин «Антипасха» в данном контексте можно перевести «вместо Пасхи», так как греческая приставка αντι-, кроме известного значения «против», можно означать «вместо». Само название объясняется по-разному. Наиболее вероятное объяснение сводится к тому, что в этот день мы совершаем как бы альтернативное празднование Воскресения Христова, которое Г. И. Шиманский называет «повторением самого Пасхального дня» [Шиманский, 2002, С. 308]. Так как служба самой Пасхи имеет совершенно уникальный чин, тогда как служба Антипасхи совершается по «стандартному» последованию, то можно сказать, что мы еще раз празднуем событие Воскресения Христова, но уже в рамках обычного всенощного бдения. Кроме того, немаловажным фактором является пение на Антипасху величания Воскресшему Спасителю, тогда как на пасхальном богослужении и на Светлой седмице величания не было (впрочем, величание – позднее песнопение и потому этот аспект имеет второстепенное значение). Все эти обстоятельства объясняют наименование «Антипасха», данное настоящему воскресному дню.

Название «Неделя о Фоме» или «Фомина» связано с тем, что именно в этот день совершается воспоминание явления Воскресшего Христа апостолам (произошедшего в восьмой день после воскресения), среди которых был Фома, не желавший верить известию о воскресении Спасителя, пока не убедится собственными глазами в этом.

Наконец, наименование «Новая неделя», употребляемое в Ирмологии (а также в Типиконе, см. «Неделя Антипасхи», 5-е «зри»), объясняется местом этого дня в годичном круге богослужения. Со дня Антипасхи начинается новый годовой цикл чтения кафисм и последовательность гласов Октоиха. Кроме того, тема новизны или обновления звучит во многих песнопениях и являются частью идейного содержания праздника, о чем подробнее скажем в следующем параграфе.