Отличия Антипасхи от двунадесятых Господских праздников.

Этот аспект представим в виде таблицы, в левой колонке которой будут сами отличительные признаки, а в правой – комментарии, имеющие цель показать, что отсутствие того или иного элемента, характерного для богослужения двунадесятых праздников, не является решающим аргументом в пользу умаления статуса Антипасхи.

Малая часть воскресных молитвословий все же присутствует: Евангелие на утрени, стихира по 50-м псалме, «Свят Господь Бог наш», «Преблагословенна еси…», евангельская стихира. Праздник Антипасхи имеет прямую тематическую связь с событием Воскресения, потому добавление некоторых воскресных песнопений ожидаемо.
Нет паремий Паремии имеют все праздники с полиелеем, потому отсутствие паремий на Антипасху при наличии полиелея на утрене – исключительная особенность данного дня.
Нет мегалинариев на 9-й песни канона Другие подвижные Господские двунадесятые праздники, всегда празднуемые в воскресный день — Неделя ваий и Пятидесятница — также не имеют мегалинариев.
Нет особых антифонов на литургии (и входного стиха) Богородичные праздники, также не имеющие антифонов на литургии, тем не менее относятся к двунадесятым.
Нет особой вводной фразы на отпусте Воздвижение Креста Господня также не имеет вводной фразы на отпусте, но это не является основанием для «исключения» этого праздника из числа двунадесятых.
Нет предпразднства Подвижные двунадесятые Господские праздники — Неделя ваий и Пятидесятница — также не имеют особого дня предпразднства.
Нет отдания (суббота 2-й седмицы только частично может считаться отданием Антипасхи, так как полного повторения службы Антипасхи не происходит, славословие не поется, да и добавляются песнопения Минеи). Праздник Вход Господень в Иерусалим также не имеет дня отдания, хотя там отсутствие отдания связано с серьезной причиной – наступлением Страстной седмицы. Отсутствие отдания у праздника Антипасхи такого серьезного основания не имеет.

 

Оценивая все вышеприведенные «за» и «против», приходим к такому выводу: Антипасха действительно не имеет некоторых элементов, присущих двунадесятым Господским праздникам (особенно весомыми, на наш взгляд, являются отсутствие паремий, антифонов на литургии и праздничной службы в день отдания). Однако нужно учесть, что само понятие «двунадесятые праздники» сформировалось довольно поздно (в русской богословской науке оно заняло прочное место только в XIX веке [Битбунов, С. 33]), а содержание этого понятия менялось на протяжении долгого времени (с XI по XVII век). И хотя называть Антипасху одним из двунадесятых праздников мы в буквальном смысле не имеем права (в таком случае получится 13 двунадесятых праздников, что само по себе звучит нелогично), ничто не мешает нам говорить, что на Антипасху богослужение совершается по чину двунадесятого Господского праздника. Главный аргумент в пользу истинности такого утверждения – отмена воскресной службы Октоиха в Неделю Антипасхи. Разумеется, при этом нужно сделать оговорку, что некоторые существенные особенности двунадесятого праздника в богослужении Антипасхи отсутствуют (все они перечислены в таблице выше). Такой подход — условное приравнивание Антипасхи к двунадесятому Господскому празднику — облегчает усвоение особенностей этого богослужения.

Теперь мы перейдем непосредственно к изложению богослужебных особенностей Антипасхи. Исходя из принципа, что богослужение совершается по чину двунадесятого Господского праздника, сосредоточим наше внимание только на тех избранных элементах службы, где наблюдаются отличия от «стандартной» схемы богослужения в двунадесятый Господский праздник.

Великая вечерня

Паремииотсутствуют.

Утреня

Прокименпраздничный 4-го гласа.

Евангелие – 1-е воскресное.

После Евангелия поется «Воскресение Христово видевше…» 3 раза.

Стихира по 50-м псалме – «Воскрес Иисус от гроба…».

Прокимен, Евангелие на утрени и стихира по 50-м псалме – молитвословия, образующие единую цепь и почти всегда взятые из одного праздника. Здесь же мы имеем исключительную особенность: прокимен поется праздника, а Евангелие и стихира – воскресные!

Канон:праздника на 14.

Катавасия «Воскресения день…».

По 3-й песни: ипакои праздника (редкая особенность!).

На 9-й песни:«Честнейшую…» не поется. Мегалинариев нет.

По 9-й песни:«Свят Господь Бог наш» и светильны праздника.

Стихиры на «Хвалите...»: праздникана 4; «Слава»: стихира праздника; «И ныне»: «Преблагословенна еси…».

По славословии:тропарь праздника (а не воскресный конечный)

Перед 1-м часом: «Слава, и ныне»: 1-я евангельская стихира.

Литургия

Антифоныизобразительные.

По заамвонной молитве на практике совершается пасхальный крестный ход