Попразднство Антипасхи. радоница.

Попразднство Антипасхи длится 6 дней и богослужение совершается в целом по тому чину, который рассмотрен нами в §1 данной главы. Единственная достойная внимания уставная индивидуальная особенность этого периода – пение великого прокимена «Кто Бог велий…» в Неделю Антипасхи вечером (накануне понедельника 2-й седмицы).

Радоница. Особенное значение в церковном обиходе имеет вторник 2-й седмицы по Пасхе, который является днем поминовения усопших и даже имеет специальное название – Радоница. Интересно, что данный термин известен любому мало-мальски воцерковленному человеку, хотя ни в Типиконе, ни в какой-либо другой богослужебной книге он не употребляется. Наименование «Радоница» означает, что в этот день «приветствуют умерших радостной вестью о воскресении Господа» [Никольский К., прот. С. 642].

Если Устав не упоминает об этом дне, откуда же взялась традиция совершать во вторник после Антипасхи особое поминовение усопших? Объяснение здесь простое и включает в себя два аспекта. Во-первых, Устав не позволяет в седмичные дни Великого поста совершать нарочитые памяти, (3-й, 9-й, 40-й дни, годовщины), случившиеся в этот период, но предписывает их переносить на ближайший день, когда может быть совершена полная заупокойная литургия (этот же мотив лежит в основе возникновения заупокойных служб в субботы Великого поста). Однако последняя заупокойная литургия совершена в 4-ю субботу Великого поста; после этого дня в оставшийся период поста нет ни одной субботы или воскресенья, где Устав может допустить служение заупокойной литургии. Следовательно, с конца 4-й седмицы и до Антипасхи «накапливаются» нарочитые поминальные дни в большом количестве. Во-вторых, Устав запрещает в период с Великого Четверга до Недели Антипасхи совершать литии о усопших в притворе (см. Типикон, гл. 49, «Во святый и великий четверток», «зри»), что фактически означает запрет любого поминовения усопших в общественной церковной молитве в данный отрезок времени. Следовательно, все заупокойные поминовения должны быть перенесены на ближайший день после окончания указанного срока. Но на какой именно день? Понедельник Антипасхи не совсем подходит для этой цели, ибо вечером в Неделю Антипасхи совершается великая вечерня с пением великого прокимена, т.е. вечером в воскресный день заупокойные поминовения неуместны[20]. Потому идеальным «кандидатом» на роль первого дня после Пасхи, когда и вечером накануне, и в сам день утром можно совершать заупокойное поминовение, является вторник 2-й седмицы по Пасхе. Именно потому в этот день церковная традиция предписывает совершать поминовение усопших, в первую очередь тех, нарочитые дни поминовения которых пришлись на Страстную и Светлую седмицы, ну а вместе с ними и всех остальных.

Интересен вопрос о том, как поступить, если во вторник 2-й седмицы по Пасхе случится бденный или полиелейный праздник. Так как панихида в день Радоницы – явление неуставное, то понятно, что переносить уставную службу Минеи ради неуставной Радоницы, мягко говоря, неправильно. Следовательно, лучше перенести саму Радоницу в таком случае. Оптимальным вариантом будет перенесение всеобщего заупокойного поминовения на среду, хотя, как указывает святитель Афанасий (Сахаров), возможно и перенесение на понедельник. Отметим, что украинская традиция, соблюдаемая на Кубани, всегда предусматривает совершение Радоницы в понедельник (даже если вторник не отмечен никаким праздником и «свободен» для заупокойного поминовения)[21]. И хотя выбор этого дня, как уже было сказано, не может считаться оптимальным решением, все же празднование Радоницы в понедельник допустимо. Правда, в таком случае священник, чтобы не нарушать Устав, должен воздержаться от совершения панихиды в воскресенье вечером и ограничиться ее служением только в понедельник утром.

Церковный Устав не предусматривает пение в этот день особенных заупокойных молитвословий на службах суточного круга. Потому наилучшим решением будет совершение уставной службы попразднства Антипасхи (на вечерне, утрене и литургии), а в дополнение к ней – служение отдельной панихиды в понедельник вечером и во вторник утром (чаще всего панихиду совершают после литургии, хотя святитель Афанасий (Сахаров) рекомендует совершать ее перед литургией).

Понятно, что раз о самой Радонице богослужебные книги не упоминают вообще, тем более бессмысленно в них искать особого чина панихиды на Радоницу. Потому возникает законный вопрос: каким должно быть последование панихиды на Радоницу? Так как Устав дает нам единственный вариант панихиды, изложенный в 14-й главе Типикона, то логично полагать, что и на Радоницу панихиду следует совершать по тому же чину, разве что можно в самом начале вставить троекратное пение пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых…» (исходя из той идеи, что все службы без исключения, совершаемые в данный период, должны начинаться пением этого тропаря). Однако такое последование панихиды, содержащее исключительно печальные заупокойные песнопения, как кажется, вряд ли будет гармонично сочетаться с пасхальным настроением верующих. Потому в приходской практике «стандартная» панихида на Радоницу почти не совершается, но имеет место тенденция добавлять в чин панихиды пасхальные песнопения. Понятно, что здесь открывается широкий простор для неуставного литургического творчества.

Прежде чем перейти к изложению конкретных вариантов совершения панихиды на Радоницу, рассмотрим вопрос о правомерности добавления пасхальных песнопений в чин панихиды. В строгом смысле «Устав Православной Церкви не терпит и не допускает смешения скорбно-заупокойного и торжественно-праздничного» [Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших… С. ]. Именно поэтому «какого-либо чина пасхальной панихиды церковный Устав также совсем не дает, конечно потому, что он не представляет и возможности такого чина, не предполагает и желания у верующих петь в эти дни какие-либо другие песнопения, кроме пасхальных» [Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших… С. ]. Единственный прецедент в этом отношении – последование погребения усопших на Светлой седмице, в котором пасхальные песнопения составляют основу, а заупокойные — добавляются в минимальном количестве. Но это – вполне понятное исключение, ибо чин погребения не может быть отложен более чем на неделю, потому иногда приходится его совершать и на Светлой седмице. Потому факт существования данного чина нельзя рассматривать как подтверждение легитимности принципа соединения пасхальных и заупокойных песнопений, того принципа, который как раз реализуется в совершаемых в приходской практике панихидах на Радоницу. В связи с этим любые последования панихиды, совершемые в приходской практике, в которых допускается смешение пасхального и заупокойного элемента, изначально входят в конфликт с предписаниями Устава.

Далее мы предложим два варианта совершения панихиды на Радоницу, ориентируясь на практику ведущих духовных академий Русской Церкви: Санкт-Петербургской и Московской. При этом четко нужно сознавать, что каждый из двух вариантов является неуставным и его относительный авторитет зиждется только на том, что богослужение в храмах духовных учебных заведений априори является образцом для всех других.