Особенности богослужения в воскресный день

Неделя жен мироносиц открывает собой последовательность 4-х воскресных дней, которые в узком смысле можно назвать «попразднством Святой Пасхи», ибо именно в Недели 3-ю, 4-ю, 5-ю и 6-ю по Пасхе на богослужении поются все основные пасхальные песнопения[22]. Неделя жен мироносиц в этом смысле является образцом для всех указанных воскресных дней, потому ее богослужение заслуживает более детального рассмотрения.

В богослужении соединяются 3 вида песнопений: воскресные 2-го гласа, пасхальные и праздника Триоди (мироносиц). Так как воскресные и пасхальные песнопения имеют общую тематику, то они взаимно дополняют друг друга в схеме службы: в одних изменяемых частях службы поются только воскресные песнопения без пасхальных (например, стихиры на «Господи, воззвах…» и на хвалитех), в других – только пасхальные без воскресных (канон), в третьих – воскресные и пасхальные вместе (стихиры на стиховне, причастны).

Малая вечерня

На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные на 4, «Слава»: стихира праздника; «И ныне»: Богородичен Октоиха («малый догматик») настоящего гласа.

На стиховне: стихиры Октоиха: воскресная и 3 стихиры Богородице с их припевами. «Слава, и ныне»: стихира праздника Триоди

По «Ныне отпущаеши…»: тропарь «Благообразный Иосиф …» 1 раз.

Великая вечерня

«Блажен муж…»(вся кафисма).

Стихиры на «Господи, воззвах...»на 10: стихиры воскресные на 7 и праздника на 3; «Слава»: стихира праздника; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа.

Стихиры на литии:стихиры праздника Триоди.

Стихиры на стиховне:стихира воскресная и стихиры Пасхи с их припевами[23]. «Слава»: самогласен Триоди (в данном случае известная стихира «Тебе одеющагося…»), «И ныне»: «Воскресения день…» (заключительная стихира Пасхи), в конце которой поем «Христос воскресе…» 1 раз (как конечную строку стихиры).

По «Ныне отпущаеши...»:тропарь «Богородице Дево…» (трижды).

Утреня

По «Бог Господь...»:тропарь воскресный «Егда снизшел еси…» (дважды); «Слава»: «Благообразный Иосиф…», И ныне»: «Мироносицам женам…».

Седальны по кафисмам: седальны воскресные Триоди. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» в Триоди находится воскресный Богородичен «Вся паче смысла…».

Седальны по полиелеи: ипакои 2-го гласа.

Прокимен– воскресный настоящего (2-го) гласа.

Евангелие 3-е воскресное.

Стихира по 50-м псалме – «Воскрес Иисус от гроба…».

После Евангелия поется «Воскресение Христово видевше…» 3 раза.

Канон: Пасхи с Богородичными на 6 и праздника (мироносиц) на 8.

На практике канон Пасхи поется повсеместно (с припевом «Христос воскресе из мертвых»), Богородичны пасхального канона с припевом «Пресвятая Богородице, спаси нас…» в большинстве храмов поются, хотя кое-где читаются (предпочтительным является пение), канон праздника читается с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Катавасия «Воскресения день…».

По 3-й песни: кондак и икос Пасхи (поются); седален Триоди; «Слава, и ныне»: другой седален Триоди.

По 6-й песни: кондак и икос праздника.

На 9-й песни: «Честнейшую…» не поем, мегалинариев нет (9-я песнь совершается по тому же чину, что и остальные).

По 9-й песни:«Свят Господь Бог наш»,«Плотию уснув…» (обычно поется);«Слава»: светилен праздника Триоди; «И ныне»: еще раз светилен праздника.

Стихиры на «Хвалите...»:стихиры Октоиха — 8; «Слава»: стихира евангельская 2-я; «И ныне»: «Преблагословенна еси…».

Пение евангельской стихиры имеет две примечательные особенности. 1) Неделя 3-я по Пасхе — единственный день периода Триоди в целом (как Постной, так и Цветной), когда евангельская стихира поется на «своем» месте, т.е. на «Слава» перед славословием. Последнее связано с тем, что в тексте евангельской стихиры речь идет о мироносицах, т.е. одно песнопение играет двоякую функцию, являясь одновременно и стихирой праздника, и стихирой евангельской. 2) Это — один из двух случаев в году (второй такой случай – неделя 4-я по Пасхе), когда номер евангельской стихиры не соответствует номеру прочитанного на утрене воскресного Евангелия (читалось 3-е Евангелие, но поется 2-я стихира).

По славословии:тропарь воскресный конечный.

Отпуст краткий праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием святых жен мироносиц, праведных Иосифа и Никодима.

На часах

Тропари на 1-м и 6-м часе: «Егда снизшел еси…»; «Слава»: «Благообразный Иосиф…».

на 3-м и 9-м часе: «Егда снизшел еси…»; «Слава»: «Мироносицам женам…».

Типикон как-то незаслуженно обходит вниманием тропарь «Мироносицам женам…», не указывая его чтение и пение на часах и литургии по входе в воскресный день. Однако этот факт можно считать умолчанием Типикона (если угодно, ошибкой), ведь в попразднство тропарь «Мироносицам женам…» употребляется в равной степени с остальными.

Кондак праздника на всех часах.

Литургия

«Блаженны»на 8: воскресные Триоди на 4 (на ряду в Триоди) и 6-я песнь канона праздника на 4.

По входе: тропари праздника подряд: «Егда снизшел еси…», «Благообразный Иосиф…», «Мироносицам женам…»;«Слава»: кондак праздника Триоди, «И ныне»: кондак Пасхи («Аще и во гроб…»).

Прокимен, Апостол, АллилуиаиЕвангелие— праздника Триоди.

ПричастныПасхи («Тело Христово приимите…») и воскресный («Хвалите Господа с небес…»).

По заамвонной молитве совершается крестный ход по пасхальному чину.

Отпуст краткий праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием жен мироносиц, праведных Иосифа и Никодима.