Неделя о расслабленном

В этот день воспоминается чудо исцеления Господом Иисусом Христом расслабленного при купальне Вифезда, описанное в Ин. 5:1–15 (этот евангельский фрагмент читается на литургии). Почему это евангельское событие удостоилось такой чести, став событием одного из праздников Триоди? Ответ на этот вопрос связан с одним из вариантов толкования Ин. 5:1, где говорится, что описываемое событие произошло в «праздник Иудейский», но в какой именно, не уточняется. В святоотеческой традиции мы встречаем различные мнения на этот счет: святители Кирилл Александрийский и Иоанн Златоуст «полагали, что речь идет о Пятидесятнице, Ириней и Евсевий думали о Пасхе. Мнения Иринея заслуживает внимания, поскольку он был носителем малоазийского – Иоанновского – предания» [Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Иоанна. Paris, 2006, С. 114]. Синаксарь Триоди поддерживает интерпретацию «праздника Иудейского» как Пятидесятницы, однако для вопроса об актуальности этого воспоминания в период Цветной Триоди выбор между двумя озвученными версиями принципиального значения не имеет. Если чудо исцеления приходится на иудейскую Пасху, то когда его еще вспоминать, как не в тот период, когда мы радуемся Пасхе новозаветной? Если же событие имело место в Пятидесятницу, то воспоминание о нем как раз является первым, еще не столь заметным шагом нашей подготовки к празднику Пятидесятницы. Продолжая славить Пасху, мы уже задумываемся о ее важнейших следствиях – сошествии Святого Духа на апостолов и рождении Церкви[27].