Идейный смысл богослужения

В Неделю о расслабленном Церковь в первую очередь продолжает славить Воскресение Христово. Интересно, что подавляющее большинство песнопений богослужения данного дня связан с темой Воскресения и лишь малая часть – с темой евангельского события, отраженного в наименовании этой недели. Особенно ярко эту мысль иллюстрирует строение канона на утрене – центрального песнопения всенощного бдения. Так вот, канон совершается следующим образом: Пасхи с Богородичными на 6 и Триоди на 8. А теперь обратим внимание на тексты канона Триоди. Казалось бы, он должен быть посвящен целиком чуду исцеления расслабленного, но это совсем не так: в каждой песни два или три начальных тропаря содержат прославление Воскресения и ни единым словом не упоминают о воспоминаемом евангельском событии, и лишь затем следует один или два тропаря, отражающих тему исцеления расслабленного! Получается, если песнь канона содержит 14 тропарей, то из них 8 или 9 отражают воскресную тематику (6 пасхальных + 2 или 3 из канона Триоди), особняком стоят ирмос Триоди, тропарь Архангелу Михаилу, Троичен и Богородичен. Следовательно, лишь один или два тропаря из 14 посвящены теме евангельского события! Маловато, не так ли? Естественно, в этом факте следует видеть не некое странное противоречие, а следующую мысль: прославление Воскресшего Спасителя – основная идея всего богослужения, в котором воспоминание исцеления расслабленного – лишь второстепенный мотив.

Рассмотрим теперь идейное содержание тех текстов, которые посвящены теме праздника Триоди[28]. Здесь отражается несколько мотивов:

1) Самая распространенная и ожидаемая идея – парафраз евангельского рассказа о чуде исцеления расслабленного. Все праздничные стихиры вечерни и тропари канона с той или иной степенью подробности передают цепочку событий, описанных в Ин. 5:1–15. Отметим, что наряду с точным пересказом евангельского текста встречаются интересные поэтические добавления, связанные со стремлением расширить евангельское повествование. Например, в славнике на «Господи, воззвах…» расслабленный, отвечая на вопрос Христа «Хочешь ли быть здоров?», к тем словам, которые зафиксированы в Евангелии, добавляет следующее: «врачем издах все имение мое, и милости улучити не сподобихся». Очевидно, эта фраза заимствована из описания другого евангельского события – исцеления кровоточивой женщины (Мк. 5:26; Лк. 8:43). Еще одно такого рода добавление встречаем в славнике на литии, где гимнограф в уста Христа вкладывает следующие слова, адресованные расслабленному: «тебе ради Человек быв, тебе ради в плоть облекохся».

2) Идея всемогущества Божия, которое как раз видимым образом проявилось в воспоминаемом событии, также является одним из существенных мотивов песнопений праздника. В этом смысле начальные слова ирмоса 1-й песни канона «Дивно славно творя чудеса…» можно было бы поставить в качестве эпиграфа ко всей совокупности песнопений праздника Триоди. Одной из самых ярких иллюстраций этой идеи является строка из славника на литии: «Вся Тебе возможна, вся послушают, вся повинуются».

3) Довольно часто песнописцы использовали библейские притчи и рассказы для нравственной актуализации по отношению к душе каждого человека. И эта неделя не стала исключением: духовное состояние грешной души, неспособной к добродетели, сравнивается с физическим состоянием евангельского расслабленного. Очень рельефно эта мысль выражена в кондаке праздника Триоди: «Душу мою Господи, во гресех всяческих, и безместными деяньми люте разслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и разслабленнаго воздвигл еси древле…» (также см. тропарь 3-й песни канона).

4) Наконец, заметной особенностью праздничного канона является прославление Архангела Михаила, которому посвящен тропарь в каждой песни. Ясно, что причиной появления этих тропарей в службе праздника является упоминание Евангелия об Ангеле, который «по временам сходил в купальню и возмущал воду» (Ин. 5:4).