Преполовение Пятидесятницы

Удивительный во многих отношениях праздник приходится на среду 4-й седмицы по Пасхе. Его название в первую очередь указывает на место этого дня в последовательности праздников Триоди. Среда 4-й седмицы – как раз середина периода между Пасхой и Пятидесятницей, и Церковь уже с глубокой древности почтила этот хронологический момент особым праздником. Следовательно, природа этого праздника в первую очередь связана с церковным календарем, желанием отметить середину самого торжественного и радостного периода в году. Это – единственный случай в году, когда Церковь так торжественно празднует середину определенного периода[29].

Однако вместе с этим календарным значением богослужение праздника связано с конкретным евангельским событием, зафиксированным в Ин. 7:14–30 (евангельское чтение на литургии в день праздника). Здесь содержится речь Христа о Своем посланничестве Отцом и обосновании возможности исцелять в субботу, произнесенная Им в середине праздника Кущей, когда Он вновь (после исцеления расслабленного) пришел в Иерусалим. Интересно, что в песнопениях временем произнесения данной речи называется преполовение, т.е. середина праздника иудейской Пятидесятницы, однако нет сомнений, что в Евангелии речь идет о преполовении совсем другого праздника – Кущей. Во-первых, иудейская Пятидесятница была однодневным праздником, не имея ни попразднства, ни отдания (потому и не могло быть и преполовения праздничного периода). Во-вторых, в 7:2 ясно сказано, что в данной главе речь идет о событиях во время праздника Кущей, который иудеи праздновали 8 дней и который имел «последний великий день» (7:37), когда предписывалось воздерживаться от работ и совершать торжественное собрание (Лев. 23:36; Чис. 29:35). Вероятность того, что составители богослужебных текстов недостаточно хорошо знали текст Священного Писания, близка к нулю, потому можно говорить о сознательной замене в песнопениях праздника Кущей на Пятидесятницу. С чем это связано такое отступление от буквы библейского текста? Причина здесь кроется в идейном смысле речи Христа в последний день праздника Кущей, где Он говорил о воде живой, подразумевая под этим образом благодать Святого Духа. Зачало, содержащее учение о воде живой, читается в православном богослужении на праздник Пятидесятницы. Таким образом, возникает следующее умозаключение: раз речь Господа, произнесенная в последний день ветхозаветного праздника Кущей, читается у нас в сам день Пятидесятницы, то Его беседа, относящаяся по времени к середине праздника Кущей, читается в середине периода нащей Пятидесятницы, т.е. в церковный праздник Преполовения. Кроме того, актуальность выбора Ин. 7:14–30 в качестве чтения на праздник Преполовения Пятидесятницы связана с тем, что это – единственное место в Евангелии, где говорится о середине определенного праздничного периода, пусть даже речь идет о другом празднике, отличном от иудейской Пятидесятницы.