Особенности богослужения в среду 4-й седмицы по Пасхе

Преполовение Пятидесятницы в богослужебном отношении – уникальный праздник. По сути, это — недвунадесятый Господский праздник без литии и полиелея, но по многим особенностям он близок праздникам двунадесятым. Чтобы нагляднее представить высокий статус праздника Преполовения Пятидесятницы, укажем параллели между ним и двунадесятыми праздниками:

1) Служба совершается только празднику. Что касается богослужения рядовому святому, то здесь имеем незначительное отличие: в двунадесятый праздник (например, Вознесение Господне) служба святому без знака переносится на другой день, тогда как в этот день служба рядовому святому Минеи выносится на повечерие. В случае же совпадения Преполовения Пятидесятницы с праздником великого святого происходит совмещение богослужений в соответствии с Марковыми главами: если святой полиелейный, то образец находим в Марковой главе 23 апреля[30], если бденный – 8 мая.

2) Стихиры на стиховне и «Хвалите…», тропарь, седальны, кондак – то есть почти все изменяемые песнопения исполняются по той же схеме, что и в двунадесятые праздники.

3) Канон совершается точно так же, как на двунадесятые праздники[31]. Имеется особая катавасия (не пасхальная!).

4) На 9-й песни не поется «Честнейшую…»

5) Светилен праздника поется трижды, что характерно только для двунадесятых праздников и дней Страстной седмицы.

6) Поется особый задостойник.

7) Имеется длительный период попразднства (7 дней) и торжественное отдание.

Таким образом, хотя Преполовение Пятидесятницы в буквальном смысле двунадесятым праздником не является, можно считать, что служба в этот день совершается по чину, максимально близкому к двунадесятым праздникам. В свете этого тезиса почти все особенности праздника становятся понятными и богослужение в таком случае совершать гораздо проще.

Итак, на Преполовение Пятидесятницы совершается великая вечерня и утреня с великим славословием. Такая необычная комбинация служб встречается всего 6 раз в году, причем в трех случаях — 1-е дни попразднства Рождества Христова, Богоявления и Пятидесятницы — великая вечерня совершается только ради пения великого прокимена, но не ради самого праздника. Особняком стоят три других дня, когда служба самого праздника не имеет полиелея, но совершается с великой вечерней. Преполовение – один из таких дней, два других – неподвижные праздники 1 и 13 сентября.

Рассмотрим теперь особенности праздника Преполовения Пятидесятницы. Так как схема отправления изменяемых песнопений в этот день почти полностью совпадает с образом их пения в двунадесятые праздники, укажем только некоторые, наиболее яркие особенности праздника Преполовения. В отношении остальных, не обозначенных ниже песнопений, будем иметь в виду, что они поются по чину двунадесятого праздника.

Великая вечерня

Кафисмарядовая (9-я). Совершается только одна малая ектения после всей кафисмы (подробнее вопрос обсуждался в параграфе, посвященном празднику Обновления храма Воскресения).

Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры праздника на 6 (праздник, имеющий славословный знак, не может иметь более 6 стихир), «Слава, и ныне»: стихира праздника.

Входс кадилом.

Паремиипраздника — 3.

Отпуст краткий праздничный: «Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

Вопрос о содержании отпуста – дискуссионный. С одной стороны, служба совершается только празднику, песнопения храма не поются вообще, служба рядового святого выносится на повечерие, полунощница совершается по праздничному чину (само наличие праздничных особенностей на полунощнице говорит о высочайшем статусе службы). С другой стороны, все-таки Преполовение не является великим или бденным праздником по букве Устава, потому возможен полный праздничный отпуст, тем более что песнопения святого не отменяются полностью, а присутствуют на одной из служб суточного круга, пусть даже и на такой второстепенной, как повечерие. Потому окончательное решение — поминать ли святого Минеи на вечерне и утрене, а также вместе с Иоанном Златоустом на литургии — остается на усмотрение настоятелей. Единственное, что можно сказать с большой степенью уверенности: не следует произносить вседневного отпуста, да и поминовение святого храма из-за полного отсутствия в честь него песнопений лучше опустить.

 

Повечерие

Канон святого Минеи.

По Трисвятом: кондак праздника.

Полунощница

по 1-м Трисвятом тропарь праздника;

по 2-м Трисвятом кондак праздника;

— молитва «Помяни, Господи, в надежди Воскресения...» опускается.

Утреня

Канон: 1-й канон праздника на 8 и 2-й канон праздника на 6.

Катавасия «Море огустил еси…» (не «Воскресения день…»).

На 9-й песни «Честнейшую» не поется (но припевов также нет).

По 9-й песни:светилен праздника трижды.

 

Литургия

«Блаженны»на 8: 3-я песнь 1-го канона праздника на 4 и 6-я песнь 2-го канона на 4.

Задостойникпраздника («Чужде матерем девство…»).

Причастен особый: «Ядый Мою Плоть…». Это – второй случай, когда причастный стих берется не из Псалтири (первый – пасхальный «Тело Христово…»).

В конце литургии (обычно по заамвонной молитве) совершается сначала малое освящение воды, а затем – крестный ход с пением пасхальных песнопений (по тому же чину, что в Светлую пятницу).