Особенности богослужения в воскресный день. Попразднство Недели о самаряныне

Неделя о самаряныне стоит особняком среди недель попразднства Святой Пасхи, так как она попадает в попразднство Преполовения, в результате чего соединяются 4 вида песнопений: воскресные 4-го гласа, пасхальные, попразднства Преполовения и самого праздника Триоди. Так как воскресные и пасхальные песнопения взаимно дополняют друг друга, то получается, что почти в каждой изменяемой части присутствуют песнопения 3-х видов: воскресные/пасхальные, Преполовения и праздника Триоди (именно в таком порядке). Как правило, на «Слава» в большинстве случаев поется стихира (седален, светилен, кондак по входе) праздника Триоди, а на «И ныне» — Преполовения Пятидесятницы. Отметим также, что наличие песнопений Преполовения является причиной отмены некоторых пасхальных песнопений, в частности, кондака «Аще и во гроб…».

Если в эту неделю случится великий святой, то оставляются песнопения Преполовения Пятидесятницы и молитвословия святого соединяются с воскресными/пасхальными и праздника Триоди по Марковым главам 23 апреля и 8 мая.

Так как особенности данного случая достаточно понятно изложены в 50-й главе Типикона (обратим внимание, что песнопения Преполовения в Типиконе обозначаются как «праздника», а праздника Триоди – «самаряныни»), мы не будем воспроизводить схему пения всех изменяемых молитвословий, а сосредоточим внимание на наиболее интересных или исключительных деталях.

 

Великая вечерня

Стихиры на «Господи, воззвах...»на 10: воскресные на 4, Преполовения 3 (что интересно, те же стихиры, что и в сам праздник Преполовения) и самаряныни 3; «Слава»: стихира самаряныни; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа.

Стихиры на стиховне:так же, как в предыдущие недели (стихир Преполовения здесь нет).

По «Ныне отпущаеши...»:«Богородице Дево…» (дважды) и тропарь Преполовения 1 раз.

В Типиконе нет четкого указания, как петь тропари в этом месте; фраза «и прочая вся, яко предписашася в прочих неделях» дает все основания петь просто тропарь «Богородице Дево…» (трижды). Однако все же оптимальным будет добавление тропаря Преполовению, ибо такая схема характерна для всех воскресных дней, приходящихся на период попразднства двунадесятых праздников.

Утреня

Канон: Пасхи с Богородичными на 6, Преполовения на 4 (берется 2-й канон) и самаряныни на 4.

Катавасия «Воскресения день…» (последний воскресный день, когда поется эта катавасия).

По 3-й песни: кондак и икос Преполовения (пасхальные опускаются); седален самаряныни; «Слава, и ныне»: седален Преполовения.

По 9-й песни:«Свят Господь Бог наш»,«Плотию уснув…» (обычно поется);«Слава»: светилен самаряныни; «И ныне»: светилен Преполовения.

Стихиры на «Хвалите...»:стихиры Октоиха — 5; самаряныни – 3 (две последние – с особыми припевами); «Слава»: стихира самаряныни; «И ныне»: «Преблагословенна еси…».

На часах

Тропари: воскресный; «Слава»: Преполовения.

Кондак: на 1-м и 6-м часе — Преполовения, на 3-м и 9-м часе — самаряныни.

Литургия

«Блаженны»на 12: воскресные Триоди на 4 (на ряду в Триоди), 3-я песнь канона самаряныни на 4 и 6-я песнь канона Преполовения на 4 (Интересно, что здесь – единственный случай, когда группа песнопений праздника Триоди предшествует аналогичной группе песнопений Преполовения).

По входе: тропари воскресный и Преполовения;«Слава»: кондак праздника Триоди, «И ныне»: кондак Преполовения.

Прокимен, Апостол, АллилуиаиЕвангелие— праздника Триоди.

ПричастныПасхи («Тело Христово приимите…») и воскресный («Хвалите Господа с небес…»). Причастен Преполовения не поется.

 

Попразднство Недели о самаряныне длится 3 дня: с четверга по субботу 5-й седмицы по Пасхе. Что интересно, это — единственный случай в году, когда праздник и 1-й день попразднства разделяются интервалом в 3 дня!