Служба Троицкой субботы

Пятидесятница не имеет предпразднства, но накануне совершается заупокойная служба по тому же чину, как и в субботу Мясопустную. Троицкая суббота – вторая суббота, именуемая «вселенской родительской субботой». Служба рядового святого переносится на повечерие, так что в самом богослужении соединяются службы Октоиха 6-го гласа и Триоди. Так как песнопения Октоиха уже включены в состав Триоди, то условно можно говорить, что служба совершается только по Триоди.

Устав богослужения Троицкой родительской субботы полностью повторяет схему субботы Мясопустной; более того, даже почти все заупокойные тексты Триоди (в том числе канон) в обоих случаях совпадают (различаются только хвалитные стихиры). В связи с этим хочется обратить внимание на ошибку, имеющуюся в тексте Цветной Триоди. Триодь указывает петь на утрене «Всякое дыхание…», однако такое предписание ничем не обосновано. В годичном круге существует только два дня, когда при чтении славословия на утрене поется «Всякое дыхание…»: Великая Пятница и Благовещение Пресвятой Богородицы (случившееся в седмичный день Великого поста). Суббота Троицкая никак не может быть приравнена по статусу к указанным дням. Но главный аргумент против пения «Всякого дыхания…» таков: раз на утрене субботы Мясопустной начальные стихи хвалитных псалмов не поются, то и на утрене Троицкой субботы, имеющей идентичный устав с субботой Мясопустной, их петь не следует. Потому соответствующее указание, находящееся в цветной Триоди, можно однозначно считать ошибкой.

Отметим далее немногочисленные отличия службы Троицкой субботы от Мясопустной:

1) Это – последний день, когда все службы, имеющие обычное начало, начинаются с Трисвятого (без «Царю Небесный…»).

2) в Троицкую субботу всегда поются песнопения Октоиха 6-го гласа, тогда как в субботу Мясопустную глас песнопений Октоиха варьируется.

3) Хвалитные стихиры Триоди на утрени в службе Троицкой субботы отличаются (впрочем, хвалитные стихиры – одни из позднейших песнопений в этих службах, потому их различие является следствием вмешательства позднего редактора).

4) — перед литургией вместо «Царю Небесный…» священник на практике, воздевая руки, читает Трисвятое (в Уставе эта традиция не засвидетельствована).

5) В конце литургии вместо «Видехом…» поется тропарь «Глубиною мудрости…» (Устав о замене тропаря ничего не говорит, но здесь работает то же правило, что и в попразднство Вознесения Господня).

Отдельно стоит сказать о возможном переносе заупокойной службы Троицкой субботы. Так как служба этого дня аналогична службе Мясопустной субботы, то должны действовать те же правила, что и для Мясопустной субботы. Вспомним, что служба субботы Мясопустной переносится на предыдущую субботу только в том случае, если случится двунадесятый Богородичный праздник (Сретение Господне) или храмовый. С Троицкой субботой возможно совпадение только престольного праздника; в таком случае в данном храме службу Троицкой субботы можно перенести на предыдущую субботу и соединить там с песнопениями Октоиха 5-го гласа. Например, если Пасха случится 24 марта, то праздник святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (11 мая) придется на Троицкую субботу. Значит, в храме, который посвящен этим святым, служба Троицкой субботы в тот год будет перенесена на субботу 6-й седмицы по Пасхе. В то же время в других храмах следует перенести службу святым, так как в случае полиелейного или бденного святого в родительскую субботу заупокойную службу переносить не следует, но «сдвигается» служба святого. Однако на какой день перенести службу святому? Маркова глава 25 мая предписывает в случае аналогичного совпадения службу Предтече переносить на четверг 7-й седмицы (т.е. на два дня ранее); видимо, так и следует поступать в большинстве случаев. Но конкретно в случае совпадения 11 мая с Троицкой субботой так поступить не получится, ибо 9 мая мы празднуем почитаемый праздник – перенесение мощей свт. Николая Чудотворца. Потому здесь можно допустить перенос на предыдущий день и совмещение службы святым со службой отдания Вознесения. Соединение службы великому святому с отданием двунадесятого праздника предусмотрено Марковой главой 25 мая, так что проблем с организацией такого богослужения возникнуть не должно.