Особенности богослужения в сам праздник

В целом богослужение совершается по схеме двунадесятого Господского праздника, причем воскресные песнопения, как это свойственно только Господским праздникам, опускаются совершенно (так что для удобства при совершении богослужения лучше вообще «забыть», что это – воскресный день, и условно считать, что это день седмичный). Единственный признак воскресного дня – пение на великой вечерне 1-й кафисмы полностью (впрочем, это свойство всех двунадесятых праздников в неделю). Как правило, все богослужения на праздник Пятидесятницы (и до его отдания) совершаются в облачениях зеленого цвета.

Если рассматривать только всенощное бдение и литургию, то можно констатировать, что глобальных особенностей эти службы не имеют. А все отмеченные далее черты можно скорее назвать нюансами, тонкостями, которые полезно помнить совершителю богослужения, да и всем мирянам вообще.

Сначала назовем две заметные особенности, связанные с возобновлением пения и чтения двух любимых нами молитв: «Царю Небесный…» и «Видехом Свет истинный…». С самого вечера Великой Субботы и до настоящего дня обе эти молитвы не употреблялись ни в общественном, ни в частном богослужении, ни даже в келейном молитвенном правиле.

1) «Царю Небесный…» впервые поется в составе стихир на стиховне на великой вечерне (3-я стихира), затем еще дважды на утрени: по 50-м псалме и на «И ныне» на «Хвалите…». Службу Пятидесятницы можно назвать «триумфальным шествием» этой молитвы, которая на всенощном бдении поется во всех 3-х случаях торжественно, всеми стоящими в храме вместе.

2) «Видехом Свет истинный…» впервые поется на «Господи, воззвах…» (4-я стихира), затем уже на литургии по причастии мирян (на своем привычном месте).

Вот остальные богослужебные особенности праздника.

на утрене (на практике – во время канона) Евангелие предлагается верующим для целования, для чего полагается на аналой рядом с иконой праздника. Хотя Типикон отдельно не говорит об этой детали, так поступают по аналогии с праздником Входа Господня в Иерусалим, где подобное указание имеется.

Канон. Праздник имеет два канона: 7-го гласа (составитель – преп. Косма Маюмский) и 4-го гласа (Иоанн Дамаскин). Припев на каноне, употребляемый на практике — «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе». По каждой песни поется две катавасии.

— На 9-й песни «Честнейшую…» не поется, но своего мегалинария праздник во время составления Типикона не имел (как и Неделя ваий). Однако в современной практике повсеместно употребляется припев, сконструированный в позднее время: «Апостоли сошествие Утешителя зряще удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый»[37].

— На литургии используется особый припев 2-го антифона: «Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: аллилуиа». Уникальность его в том, что во всех других припевах содержится обращение к Богу Сыну, тогда как припев на Пятидесятницу – единственный, в котором мы обращаемся к другому Лицу Пресвятой Троицы – Святому Духу.

— вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся…» (последний раз в году по новому стилю[38]).

— Задостойник «Радуйся, Царице…» следует петь вместе с припевом «Апостоли сошествие…». Понятно, что Устав и нотные книги (большинство) говорят только о пении ирмоса, но это связано с тем, что Устав не знает мегалинария «Апостоли сошествие…». Но раз мы этот припев использовали на 9-й песни канона, то и здесь его употребление необходимо. Если же кто, исполняя Устав предельно буквально, не использовал мегалинарий на утрене, тот в качестве задостойника может петь только ирмос.

 

Праздничные молитвословия, которые желательно знать наизусть.

Тропарь праздника: Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.

Величание: Величаем Тя, Живод!авче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.

Кондак праздника: Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.

Припев 2-го антифона: Спаси ны, Ут!ешителю Благий, поющия Ти: аллилуиа.

Входный стих: Вознесися Господи силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя.

Вводная фраза на отпусте: Иже в видении огненных язык, с Небесе низпославый Пресвятаго Духа на святыя Своя ученики и апостолы, Христос, истинный Бог наш ….