Великая вечерня в Неделю Пятидесятницы

Среди богослужений подвижного круга много служб уникальных, имеющих такие богослужебные особенности, которые встречаются или крайне редко, или вообще раз в году. Последним таким уникальным богослужением периода Триоди, насыщенным редкими особенностями, как раз является великая вечерня в неделю Пятидесятницы. Здесь можно выделить как минимум 3 уникальных элемента, встречающихся раз в году (все они ниже выделены капителью).

Стоит отметить, что это – самая ранняя вечерня в году. Даже Типикон предписывает совершать 9-й час «по отпусте литургии», а сразу после 9-го часа совершается вечерня. Получается, эта служба занимается пограничное место в суточном круге: с одной стороны, она, совершаемая после литургии, является частью богослужения самого праздника, с другой стороны, в уставном смысле относится к следующему дню – 1-му дню попразднства Пятидесятницы[39].

Отдельно стоит сказать о чтении на 9-м часе и великой вечерне обычного начала. То, что 9-й час совершается с обычным началом, не вызывает сомнений у литургистов. Хотя между литургией и 9-м часом нет интервала, все же литургия лишь условно может быть названа службой суточного круга, потому 9-й час никак не может восприниматься как продолжение литургии, но он начинает новый цикл служб. Потому видимым барьером между литургией и 9-м часом как раз является обычное начало. Другое дело, что на практике вообще зачастую опускают сам 9-й час и начинают службу с вечерни, но это – вопрос отдельный.

Теперь о том, как начинается вечерня. Типикон гласит: «начинает иерей: Благословен Бог наш..., и глаголет учиненный чтец: Царю Небесный..., и предначинательный псалом». Получается, если воспринимать указания Типикона буквально, то после начального возгласа сразу читается (на практике – поется вместе с народом) «Царю Небесный…» (разумеется, с предваряющим припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»), затем – «Приидите поклонимся…» и 103 псалом. Именно такой чин одобряют многие литургисты [Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. С. 681; Настольная книга священнослужителя. М., 2001. Т. 4. С. 592], и на практике такое начало употребляется почти повсеместно.

Однако есть и другое мнение: молитва «Царю Небесный…» названа Типиконом как часть обычного начала, другие его молитвословия подразумеваются (своего рода метонимия – название части для обозначения целого). Вот как данную интерпретацию аргументирует святитель Афанасий (Сахаров): «Общее правило устава: когда одна служба непосредственно без расхода следует за другой, то последующая не имеет обычного начала (Трисвятое по Отче наш), а прямо после окончания предшествующей службы и иерейского начального возгласа, если таковой положен, непосредственно следует: Приидите поклонимся и псалмы. Так всегда бывает и на вечерне, когда она следует за 9-м часом и изобразительными. В вечер же Пятидесятницы не только 9-й час имеет свое полное начало (даже Царю Небесный), хотя он следует непосредственно за отпустом литургии без расхода, но и начинающаяся тотчас же после него вечерня также имеет полное начало, в коем вторично даже и Царю Небесный. Этим устав как бы сильнее хочет подчеркнуть, что богослужение собственно дня Пятидесятницы закончилось совсем и теперь начинается богослужение следующего дня — понедельника» [Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших …. С. 86].

Теперь рассмотрим все значимые особенности вечерни. Сразу скажем, что стихиры и тропарь в конце поются только праздника. Схема в целом соответствует последованию великой вечерни, совершаемой отдельно от утрени.

1) На мирной ектении добавляются особые прошения (после прошения «О плавающих…», текст прошений находится в Триоди). Такая особенность более в службах суточного круга не встречается (панихида и молебны не в счет!).

2) Поется великий прокимен «Кто Бог велий…» (впрочем, как и на почти все двунадесятые праздники),

3) Читается 7 коленопреклонных молитв. Это – самая заметная и самая известная особенность данного богослужения. Молитв всего 7, однако они объединяются в три группы (2 – 2 – 3)[40]. Самая известная – 4-я молитва «Господи, Господи, избавлей нас…», которая в суточном круге встречается в 1-й части великого повечерия. Молитвы в чинопоследование вечерни вставляются следующим образом: 1-я и 2-я – после прокимена «Кто Бог велий…»,3-я и 4-я – после сугубой ектении, 5-я, 6-я и 7-я – после «Сподоби, Господи…». Каждая группа молитв вставляется в модифицированную малую ектению следующим образом:

 

Диакон говорит начальное прошение: «Паки и паки, приклонше колена, Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды).

Священник (встав на колени в открытых царских врата лицом к народу) читает соответствующую группу молитв.

По окончании диакон: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», певцы: «Господи, помилуй».

Диакон: «Пресвятую, Пречистую...», певцы: «Тебе, Господи».

Иерей завершает ектению вместе с молитвами особым возгласом (все возгласы также напечатаны в Триоди).

 

Как мы видим, «модификация» текста малой ектении выражается в добавлении слов «приклонше колена» в 1-м прошении и слова «возстави» во 2-м прошении. Также отметим троекратное пение «Господи, помилуй» непосредственно перед чтением молитв.

4) Отпуст краткий праздничный с особой вводной фразой «Иже от Отчих и Божественных недр…» (данная вводная фраза употребляется только на этом богослужении, т.е. один раз в году). Эта вводная фраза — самая пространная из всех существующих! Также отметим тот факт, что единственный раз в году на одном из богослужений попразднства используется иная вводная фраза, не та, которая была в сам праздник.