Неделя всех святых

Первый воскресный день после праздника Пятидесятницы посвящен памяти всех святых. Символический смысл выбора именно такого воспоминания для данного дня очевиден. В Пятидесятницу мы праздновали день основания Церкви и начало апостольской проповеди – духовной жатвы. Здесь же мы вспоминаем наиболее выдающихся чад Святой Церкви, видим те плоды, которые принесла апостольская проповедь Евангелия.

Служба по своему Уставу в целом похожа на Недели периода Триоди. Если же мы зададимся целью найти для нее наиболее близкий эквивалент в годичном круге, то таковым следует признать богослужение в Неделю святых отец (неделя перед Рождеством Христовым), правда только в том варианте, когда эта неделя случится до предпразднства Рождества Христова (см. Маркову главу 18 декабря). Действительно, если мы сравним уставной порядок совершения этих служб, то будем поражены почти буквальным совпадением всех особенностей. Понятно, что такое совпадение не случайно: в обоих случаях мы вспоминаем сонм праведников: в Неделю всех святых – всех праведников вообще, в Неделю святых отец – праведников Ветхого Завета.

Так как службу Недели святых отец мы не рассматривали подробно (ограничились констатацией ее почти полного сходства с Неделей праотец и обозначили только индивидуальные особенности), то здесь мы рассмотрим все особенности службы Недели всех святых, а в примечаниях будем фиксировать немногочисленные отличия от Недели святых отец.

Малая вечерня

На Господи, воззвах…» на «Слава» добавляется стихира святых; все остальные песнопения малой вечерни – из Октоиха[42].

Великая вечерня

«Блажен муж…»(вся кафисма).

Стихиры на «Господи, воззвах...»на 10: стихиры воскресные на 6 и святых на 4; «Слава»: стихира святых; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа.

Паремии святых 3

Стихиры на литии:стихира храма и святых; «Слава»: стихира святых; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы».

Стихиры на стиховне:стихиры воскресные Октоиха 4 с их припевами. «Слава»: стихира святых; «И ныне»: стиховный Богородичен 1-го приложения по гласу стихиры «Славы».

По «Ныне отпущаеши...»:тропарь «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь святых (единожды).

Утреня

По «Бог Господь...»:тропарь воскресный (дважды); «Слава»: тропарь святых, «И ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря святых.

Седальны по кафисмам: седальны воскресные Октоиха. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен настоящего гласа.

Седальны по полиелеи: ипакои гласа (Октоих)[43].

Прокимен, Евангелие и стихира по 50-м псалме воскресные.

Канон: воскресный на 4, крестовоскресный на 2, Богородице из Октоиха на 2 и святых на 6.

Катавасия «Отверзу уста моя…» (Неделя всех святых — первый день летнего периода пения этой рядовой катавасии).

По 3-й песни: седален святых; «Слава»: тот же седален еще раз, «И ныне»: Богородичен[44].

По 6-й песни: кондак и икос святых.

По 9-й песни:«Свят Господь Бог наш»,эксапостиларий евангельский; «Слава»: светилен святых; «И ныне»: Богородичен Триоди.

Стихиры на «Хвалите...»:стихиры Октоиха — 5, стихиры святых на 3 (последние два припева — святых); «Слава»: стихира евангельская[45] (с этого дня стихира евангельская поется на «своем» месте); «И ныне»: «Преблагословенна еси…».

По славословии:тропарь воскресный конечный.

Отпуст краткий праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…».

На часах

Тропарь воскресный; «Слава»: тропарь святых, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак святых.

Литургия

«Блаженны»на 8: Октоиха на 4 и 6-я песнь канона святых на 4[46].

По входе: тропарь воскресный, тропарь святых;«Слава и ныне»: кондак святых

Прокимены– воскресный[47] и святых.

Апостол, АллилуиаиЕвангелие— святых.

Уникальный случай, когда поются два прокимена, но читаются один Апостол, один

аллилуиарий и одно Евангелие! Еще одной замечательной особенностью является

существенная (просто огромная) преступка в Евангелии данной недели: начинается чтение в зачале 38-м от Матфея, а продолжение находится в 79-м зачале!!

Причастнывоскресный («Хвалите Господа с небес…») и святых («Радуйтеся, праведнии…»)

Отпуст краткий праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…».

Таким образом, мы видим, что богослужение Недели всех святых от Недели святых отец имеет только два существенных отличия: положение евангельской стихиры на утрене и пение воскресного прокимена на литургии. Все остальные различия столь незначительны, что их можно рассматривать как разновидности одной особенности.