Неделя всех святых, в земле Российской просиявших

В 1-ю неделю поста святых апостолов (она же 2-я неделя по Пятидесятнице) Русская Церковь, подобно тому как она в прошлое воскресенье прославляла вместе с другими Поместными Церквами память всех святых, совершает свой поместный праздник, вспоминая всех русских святых. Мы не будем разбирать эту службу подробно, скажем только, что богослужение полностью совершается по схеме бденного святого в неделю (для сравнения см. 3-ю главу Типикона). Следует также помнить, что сама служба русским святым печатается в приложении к Минее за май (в «зеленых» Минеях это 3-я часть майской Минеи).


[1] Единственные псалмы, которые остаются в службах пасхального чина – псалмы на «Господи, воззвах…» и на «Хвалите…». Однако в приходской практике и они, можно сказать, не поются: хор поет лишь два начальных стиха, а затем сразу переходит к пению стихир.

[2] Впрочем, если храм в перерыве между богослужениями открыт для свободного доступа народа и нет возможности полностью обезопасить алтарь от проникновения посторонних, то в таких случаях обычно по окончании утреннего богослужения боковые двери запирают совсем, а вход через царские врата или также закрывают, или заграждают аналоем с лежащим на нем артосом. Перед вечерним богослужением все врата и двери открывают вновь.

[3] Разумеется, речь идет о выходах во время богослужения, предусмотренных Уставом: для произнесения ектений, молитв, совершения каждения. Если священнослужитель во время богослужения выходит из алтаря по личному произволению (например, дать указания хору), а также все выходы и входы в небогослужебное время совершаются через боковые двери.

[4] Если священник служит один, то Евангелие и икону Воскресения могут нести миряне.

[5] На практике в начале утрени на Пасху настоятель кадит на каждый стих соответствующую сторону света, начиная с востока (так как какой-либо сложный чин каждения на паперти просто неосуществим). Но на всех других службах во время пасхального начала совершается каждение престола, алтаря, иконостаса и верующих с амвона.

[6] На практике первые два стиха зачастую произносятся в сокращенном виде: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его» и «Яко исчезает дым, да исчезнут». Эта особенность касается и пасхального начала, и стихир Пасхи, которые в некоторых нотных сборниках уже печатаются с сокращенными припевами.

[7] В Триоди «Слово огласительное …» дается в церковнославянской версии, однако в приходской практике предпочтительнее использовать его русский перевод, который легче для восприятия. В частности, на патриаршем богослужении в Храме Христа Спасителя «Огласительное слово…» во все последние годы читается в русском переводе.

[8] В книге «Устав православного богослужения» (С. 341) нами ошибочно был указан здесь возглас священника «Слава Тебе, Христе Боже…», которого нет в богослужебных книгах.

[9] При соборном служении священники окропляют народ поочередно.

[10] Понятно, что фонарщик не должен идти слишком быстро, иначе крестный ход растянется в длинную вереницу, и не должен быть чрезмерно медлительным во избежание «кучности».

[11] Дело в том, что в обычный период года, когда воскресные Евангелия читаются подряд, многие священнослужители, регенты и уставщики, помня, какое было прочитано Евангелие в прошлую неделю, готовят в текущий день следующее по порядку. Этот хороший принцип «не работает» в воскресные дни периода Цветной Триоди, когда необходимо перед каждым воскресным днем обращаться к богослужебным книгам и уточнять, какое именно зачало читается в настоящий день.

[12] К списку богослужений, в начале которых «Христос воскресе…» поется, можно добавить разного рода молебны, относящиеся к частному богослужению.

[13] См., например, Триодь Цветная. 1635. Лист 283 обор./ Сайт СТСЛ. Славянские рукописи. Старопечатные книги. № 1068 (http://old.stsl.ru/manuscripts/staropechatnye-knigi/1068?fnum=285).

[14] Самая ранняя возможная дата понедельника 2-й седмицы по Пасхе – 30 марта, самая поздняя дата вторника 6-й седмицы – 1 июня. Таким образом, диапазон дат для богослужений седмичных дней периода от Антипасхи до отдания Пасхи охватывает отрезок времени с 30 марта по 1 июня.

[15] Ни в одном из семи возможных случаев службы двум святым в период от Антипасхи до отдания Пасхи 2-й святой не имеет кондака; кроме того, 1-й святой почти всегда не имеет икоса

[16] 12 мая является исключением: Типикон в этот назначает читать кондак и икос святых по 6-й песни канона, а кондак и икос праздника – по 3-й песни. Получается, что служба святителям Епифанию и Герману, воспоминаемым в этот день, по чину близка службе шестеричного святого.

[17] Впрочем, праздник равноапостольных Мефодия и Кирилла лишь обозначен бденным знаком, но служба подробно не расписана, в Типиконе указаны только тропарь и кондак святым.

[18] В 4-ю субботу, когда отдания праздника Триоди не бывает, поются просто рядовые стихиры попразднства Преполовения Пятидесятыницы.

[19] Типикон о такой особенности не говорит, однако раз стиховные стихиры святого на великой вечерне не поются (уступая место воскресным стихирам Триоди), логичнее перенести их на малую вечерню, чем отменить совсем, исходя из двух оснований: 1) стихиры великой вечерни «важнее», чем стихиры малой вечерни; 2) подобным образом Устав поступает в случае бденного святого в неделю, когда также стихиры воскресные вытесняют с великой вечерни стихиры святого.

[20] «Характерно, что … совершение обычных литий возобновляется не после вечерни под понедельник, а после утрени в самый понедельник. Это потому, что строю совершаемой в вечер недели Антипасхи великой вечерни со входом, великим прокимном и праздничным окончанием не соответствовали бы заупокойные моления» [Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших… С. ].

[21] Интересное явление можно наблюдать в некоторых кубанских храмах, где в местных расписаниях служб понедельник Антипасхи называется «Кубанской Радоницей», а вторник – просто Радоницей.

[22] Попразднством Пасхи в собственном смысле этого слова с точки зрения строя и состава служб являются лишь четыре воскресные дня, следующие за Пасхой, в которые только и поется служба праздника Пасхи – стихиры и канон. Это и естественно, чтобы попразднство Светлого Христова Воскресения совершалось именно лишь в воскресные дни[Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших… С. ].

[23] Это – самая торжественная часть вечерни (по факту), так как при пении стихир Пасхи на практике открывают царские врата.

[24] В случае полиелейного праздника – по великом славословии.

[25] В Минеях за апрель и май нередко встречаются случаи, когда служба святому без знака при отсутствии тропаря имеет кондак (см. 15, 16, 20 апреля, 18, 19 мая и др.).

[26] Схему пения тропарей в таком случае наизусть учить не стоит, она предлагается в качестве факультативного дополнения.

[27] Можно провести параллели между местом Недели Крестопоклонной в структуре Великого поста и Недели о расслабленном в контексте праздников Цветной Триоди. Оба периода – и пост, и Пятидесятница – охватывают 7 недель, оба указанных воскресных дня приходятся на неделю, предшествующую середине «своего» периода (среда 4-й седмицы Великого поста – «средопостие», среда 4-й седмицы по Пасхе – Преполовение Пятидесятницы). И как вынос Креста для поклонения в Неделю Крестопоклонную указывает нам на кульминационную часть великопостного поприща, так и воспоминание в Неделю о расслабленном события, произошедшего в день Пятидесятницы, указывает нам на приближение самой Пятидесятницы.

[28] Это последние 3 стихиры на «Господи, воззвах…», все «славники», тропари в каноне перед Троичным и молитвословия, читаемые по 3-й, 6-й и 9-й песни канона.

[29] Единственный похожий случай — среда 4-й седмицы Великого поста, называемая «средопостие» — существенно уступает в степени торжественности празднику Преполовения.

[30] Хотя праздник великомученика Георгия имеет бденный знак, все же бдение здесь условное («аще храм или изволит настоятель»). Может быть, именно поэтому в Марковой главе «Аще случится святаго великомученика Георгиа в среду Преполовения Пятьдесятницы» данный праздник выступает как полиелейный. В том, что представленная здесь служба святому Георгию является полиелейной, убеждаемся на основании особенностей вечерни, изложенных в данной главе: стихиры на «Господи, воззвах…» поются на 6 (а не 8, как должно быть в случае бдения), не указана лития, схема тропарей по «Ныне отпущаеши…» также не подходит для всенощного бдения.

[31] Следует сделать одну поправку: на двунадесятые праздники, имеющие два канона, схема обычно несколько отличается: каждый канон поется на 8 (ирмос 2 раза + тропари на 6), тогда как на Преполовение – 1-й канон на 8 и 2-й канон на 6. Однако такой же чин встречается на Вознесение Господне; кроме того, уменьшение количества тропарей 2-го канона может быть связано со славословным статусом службы (на отдания Господских праздников, когда совершается славословная служба, каноны поются также на 14 (8 + 6)).

[32] Триодь Цветная. 1635. Лист 491/ Сайт СТСЛ. Славянские рукописи. Старопечатные книги. № 1068. http://old.stsl.ru/manuscripts/staropechatnye-knigi/1068?fnum=492

[33] Седален по 3-й песни канона «Родился еси, яко Ты, Спасе мой, восхотевый…», печатаемый в современных Триодях на «Слава, и ныне» после седальна праздника Триоди, отсутствует в рукописных и старопечатных Триодях дониконовской редакции. Например, в печатной Триоди 1635 года сказано, что по 3-й песни читается кондак Недели о слепом и «седален его», т.е. о седальне предпразднства нет ни слова (Триодь Цветная. 1635. Лист 489/ Сайт СТСЛ. Славянские рукописи. Старопечатные книги. № 1068. http://old.stsl.ru/manuscripts/staropechatnye-knigi/1068?fnum=490). С другой стороны, в Триодях, напечатанных после исправления книг в середине XVII века, этот седален уже присутствует (например, в Цветной Триоди 1680 года, см. Сайт СТСЛ. Славянские рукописи. Старопечатные книги. № 1088, лист 215 http://old.stsl.ru/manuscripts/staropechatnye-knigi/1088?fnum=227). Следовательно, он был добавлен в тексты наших Триодей в середине XVII века.

[34] Наличие катавасии «Спасителю Богу…» не противоречит этому утверждению, так как катавасии часто начинают звучать гораздо ранее не только дня «своего» праздника, но и задолго до его предпразднства. Например, катавасию «Спасителю Богу…» мы начинаем петь в Неделю 6-ю по Пасхе, катавасию Пятидесятницы («Божественным покровен…») поем впервые на службе Вознесения, катавасию Рождества Христова – 21 ноября и т.д.

[35] Хотя песнопения святому Минеи поются только на повечерии, т.е. второстепенной службе суточного круга, Типикон предписывает имя рядового святого поминать на отпусте.

[36] Можно с большой доле уверенности полагать, что если бы праздники Воздвижения Креста и Недели ваий имели по два канона, то и в эти дни мы бы пели две катавасии.

[37] Тот, кто хочет поступить по букве Устава, имеет полное право петь 9-ю песнь без мегалинария.

[38] Если опираться на старый стиль, то последним в году случаем пения «Елицы во Христа крестистеся…» будет Рождество Христово.

[39] Интересно, что в текстах молитв подразумевается, что служба совершается в вечернее время, однако традиция совершать ее утром после литургии возникла столь рано, что нашла свое отражение в Типиконе

[40] Поэтому архим. Иоанн (Маслов) говорит, что читается всего 3 молитвы, хотя на самом деле такое утверждение неверно [Иоанн (Маслов), архим. Лекции по литургике. М., 2002, С. 309].

[41] Ган Р., прот. Входный стих (богослужебная заметка). [Электронный ресурс]. URL:http://www.odseminary.orthodox.ru/magazine/10/vhodnyj_stih.htm

[42] В Неделю святых отец на малой вечерне поются только стихиры Октоиха

[43] В Неделю святых отец добавляется на «Слава» седален отцев по полиелеи.

[44] Напомним, что в Неделю святых отец в этом месте читаются только ипакои.

[45] В Неделю святых отец стихира евангельская поется перед 1-м часом, а на «Хвалите…» на «Слава» поется стихира святым.

[46] В Неделю святых отец Блаженны поются по более привычной схеме на 10: Октоиха 6 и святых 4.

[47] В Неделю святых отец воскресный прокимен не поется.